Смекни!
smekni.com

Алиментные обязательства родителей и детей (стр. 4 из 12)

А вот договор, «будучи согласованным волеизъявлением его участников, заключает в себе известную свободу, выбор вариантов решений и поведения его сторон»[10]. Если гражданско-правовой договор без воли контрагентов немыслим[11], то какое значение будет иметь воля участников алиментного соглашения? Во всяком случае их воля не направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Да и как вообще специфическую обязанность родителей содержать своего ребенка можно квалифицировать в качестве гражданско-правовой обязанности? Есть ли основания называть алиментное соглашение гражданско-правовым договором? По нашему мнению, - нет.

Соглашение в указанной выше ситуации послужит гарантией получателю алиментов и в случае необходимости может быть немедленно предъявлено к исполнению без соблюдения длительной процедуры решения вопроса через суд. Соглашение в этом случае есть способ реализации уже существующего права и наличествующей обязанности.

Если в соглашении алименты будут определяться в твердом размере, а уплата последних установлена по единовременной (или периодической) схеме, то в данном случае речь пойдет не об установлении прав и обязанностей и не об их изменении, а лишь о конкретизации формы выплаты алиментов (ст. 103 - 104 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101 СК РФ к заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок. Это положение, казалось бы, свидетельствует в пользу того, чтобы признать алиментное соглашение гражданско-правовым договором. Однако анализ соответствующих норм ГК РФ и СК РФ скорее опровергает такой вывод, чем его подтверждает. Если алиментное соглашение - это гражданско-правовой договор, то согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным в момент, когда между сторонами достигнуто в требуемой в надлежащих случаях форме соглашение по всем существенным условиям договора, в частности о предмете договора.

Однако при заключении алиментного соглашения стороны не определяют предмет - он им уже установлен законом - алименты. Определены размер и порядок их уплаты и т. д. Если признать, что алиментное соглашение является гражданско-правовым договором, то из этого будет следовать, что права и обязанности участников алиментного соглашения являются гражданско-правовыми.

При таком подходе будет совершена двойная ошибка. Во-первых, по признакам внешнего сходства алиментное соглашение квалифицируется как гражданско-правовая сделка и в связи с этим появляется основание утверждать, что содержание алиментного соглашения, права и обязанности его участников являются гражданско-правовыми. В итоге специфическая, основывающаяся на кровном родстве, присущая семейно-правовым отношениям обязанность родителей содержать своих детей объявляется гражданско-правовой. Этакая заурядная гражданско-правовая имущественная обязанность, ничем не отличающаяся от обязанности должника, например заемщика, возвратить свой долг кредитору (заимодателю).

Во-вторых, данный подход будет ошибочен и с чисто методологических позиций. Характер обязанности родителей по содержанию своих детей, ее природу следует устанавливать из самого содержания обязанности родителей и прав ребенка, из наличия кровного родства между ребенком и родителями, специфики алиментных отношений, в которых переплетены элементы личных и имущественных отношений, где имущественные права основываются на личных обязанностях и правах родителей и детей. В связи с этим применение к таким отношениям гражданского законодательства без необходимых оговорок противоречит сущности семейных отношений (ст. 4 СК РФ).

Алиментное соглашение не является гражданско-правовым договором. Это двусторонний семейно-правовой акт[12], гарантирующий участникам соглашения возможность принудительного взыскания алиментов в случае отказа от их уплаты без обращения в суд. Что касается указаний ст. 100 и 101 СК РФ о применении к алиментному соглашению некоторых норм ГК РФ, регулирующих заключение, изменение, расторжение, признание недействительными гражданско-правовых сделок, то это - юридико-технический прием законодателя, с помощью которого процедурные вопросы заключения, изменения, расторжения и признания алиментного соглашения недействительным были решены по модели гражданско-правовой сделки. Данный прием был использован в целях нормативной экономии.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В этом случае соглашение имеет силу исполнительного листа. Оно может быть направлено взыскателем непосредственно в банк или иное кредитное учреждение либо судебному приставу-исполнителю. Следует отметить, что в ст. 7 вышеназванного Закона в качестве исполнительных документов не указаны какие-либо гражданско-правовые договоры. Следовательно, гражданско-правовые договоры, даже нотариально удостоверенные, не имеют силы исполнительного документа, что еще раз подтверждает отсутствие гражданско-правовой природы у алиментного соглашения.

Возникает вопрос о последствиях несоблюдения нотариальной формы алиментного соглашения,поскольку п. 1 ст. 100 СК РФ отсылает к п. t ст. 165 ГК РФ, согласно которому такое соглашение должно считаться ничтожным. Однако по ничтожной сделке каждая из сторон должна вернуть все полученное по сделке.

В то же время в случае нарушения нотариальной формы алиментного соглашения взыскать назад средства, уплаченные в качестве алиментов, нельзя. Данный вывод вытекает из смысла ст. 116 СК РФ, где несоблюдение нотариальной формы алиментного соглашения не указано в качестве основания, когда алименты могут быть истребованы обратно. Это и понятно. Алименты используются для содержания ребенка. Вместе с тем невозможность обратного взыскания алиментов, уплаченных по ничтожному алиментному соглашению, подчеркивает не гражданско-правовую, а семейно-правовую природу соглашения.

В соответствии со ст. 120 СК РФ прекращение действия алиментного соглашения наступает в связи со смертью одной из сторон, истечением срока его действия или по иным основаниям, предусмотренным соглашением. Однако иные основания не могут быть такими, чтобы ребенок был поставлен в более худшие условия, чем при взыскании алиментов в судебном порядке. Поэтому основания прекращения действия соглашения, ухудшающие положение ребенка в сравнении с тем, как это предусмотрено для прекращения обязательств по алиментам, взыскиваемых в судебном порядке (п. 2 ст. 120 СК РФ), следует считать ничтожными.

Однако прямого указания на такие последствия п. 1 ст. 120 СК РФ не содержит. Есть более общая норма - ст. 102 СК РФ, где говорится, что, если предусмотренные соглашением об уплате алиментов условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку существенно нарушают его интересы (в частности, при несоблюдении размера алиментов), такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию законного представителя несовершеннолетнего ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора.

Здесь необходимо отметить неудачность редакции ст. 102 СК РФ. Прежде всего, довольно сложно оценить степень нарушения интересов ребенка: существенно они нарушены или несущественно. Кроме того, что в конкретной ситуации понимать под интересами ребенка? Вряд ли допустимо отдавать решение такого важного вопроса исключительно на усмотрение суда. Неоправданным является и требование оспаривать соглашения во всех случаях в судебном порядке независимо от характера допущенных нарушений. То есть в данном, вопросе последствия конструируются по модели оспоримой сделки. Однако сделки могут быть как оспоримыми, так и ничтожными. Поэтому некоторые нарушения должны предоставлять возможность квалификации соглашений или их отдельных условий как ничтожные; другие нарушения должны лишь предоставлять возможность оспаривать в суде как алиментное соглашение, так и его отдельные условия.

В качестве базового уровня следует ориентироваться на требования законодательства, устанавливающие условия, размер и т. п. уплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке. Алиментное соглашение не должно содержать условий, не соответствующих законодательству, применяемому при взыскании алиментов в судебном порядке. Положение ребенка, получающего алименты по соглашению, не может быть хуже положения ребенка, получающего алименты по судебному решению в сравнительно одинаковых условиях.

В законодательстве должно быть указано, что условия алиментного соглашения, не соответствующие требованиям закона об условиях выплаты алиментов по судебному решению или ухудшающие положение ребенка, являются ничтожными. В таком случае нет необходимости обращаться в суд с иском об оспаривании подобных условий, доказывать свои требования и т. д. В случае ничтожности каких-либо условий заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о применении последствий ничтожности соглашения или какого-либо его условия (например, довзыскать сумму алиментов, взыскать алименты в течение законных сроков). Если же условия соглашения не ставят получателя алиментов в более худшее положение по сравнению с тем, как он получал бы алименты по судебному решению, но существенно нарушают какие-то иные интересы ребенка, в этих случаях следует допустить оспаривание соответствующих условий в судебном порядке.

Нормы главы 16 СК РФ рассчитаны на регламентацию алиментных соглашений без учета того, кто будет получателем алиментов. В итоге положение несовершеннолетних детей приравняли к положению других получателей алиментов. Необходимо в Семейном кодексе РФ предусмотреть особую регламентацию алиментных соглашений в отношении несовершеннолетних детей[13].