Предполагается, что совершеннолетние дети имеют достаточное количество средств для содержания нетрудоспособных нуждающихся родителей. Их трудоспособность и нуждаемость имеют вторичный характер и далеко не всегда должны учитываться судом. Дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей независимо от того, обладают они достаточными средствами или нет. Поэтому алиментные обязательства возникают, даже если дети сами находятся в тяжелом материальном положении. Но это обстоятельство учитывается при определении размера алиментов. [34]
Может возникнуть такая ситуация, когда как родители, так и их дети имеют право на получение алиментов друг от друга (скажем, и те, и другие больны и нуждаются в помощи). В подобной ситуации суд должен определить более нуждающуюся сторону, сопоставив доходы, меру трудоспособности и нуждаемости каждой из них.
Особенностью алиментных обязательств совершеннолетних детей является то, что при определении размера алиментов суд вправе учесть всех совершеннолетних трудоспособных детей данного родителя независимо от того, предъявлен ли иск ко всем детям, нескольким из них или одному из них. Наличие этого правила связано с тем, что все совершеннолетие дети имеют равные обязанности по содержанию своих нетрудоспособных родителей. Когда родитель или оба родителя проживают с одним из детей, последний обычно и несет на себе основное бремя расходов и ухода за ними. В таком случае вполне оправданно освобождение указанного лица от несения обязанности по уплате алиментов либо существенное снижение их величины. Поэтому учет всех трудоспособных совершеннолетних детей при определении размера алиментов является правом, а не обязанностью суда.
Специфика алиментной обязанности детей в отношении их нетрудоспособных родителей заключается и в опосредованной связи алиментных выплат с предыдущим поведением родителей. [38]
Несмотря на то, что алиментные обязательства являются безвозмездными и не основаны на каком-либо встречном предоставлении со стороны получателя алиментов, в данном случае закон допускает определенное исключение. Оно объясняется той социально-биологической ролью, которую играют родители в период роста ребенка. В это время авторитет родителей исключительно высок: именно они воспитывают, кормят, одевают ребенка, обеспечивают общий уход за ним. Поэтому несправедливым было бы возлагать на детей, не получавших подобного ухода от родителей, обязанности по содержанию последних. В такой ситуации возможны два варианта. При первом суд может освободить детей от обязанности по содержанию родителей, если будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей. Следует особо отметить, что в п.5 ст.87 СК речь идет об уклонении родителей от исполнения любых родительских обязанностей (по воспитанию, образованию и др.), а не только обязанности по содержанию детей в чистом виде. Факт уклонения может быть подтвержден в суде различными средствами доказывания (свидетельскими показаниями, документами о неуплате алиментов, о розыске их плательщика, об отобрании ребенка по суду и пр). Во втором случае закон прямо предусматривает, что дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. Родители, так же как и дети, могут испытывать потребность в получении дополнительных средств для оплаты расходов в исключительных обстоятельствах (тяжелая болезнь, увечье, оплата постороннего ухода и т.п.). Суд вправе привлечь к участию в несении таких дополнительных расходов совершеннолетних детей (ст.88 СК). Их привлечение возможно при наличии следующих условий: а) отсутствие заботы со стороны детей; б) нетрудоспособность и нуждаемость родителей; в) экстраординарные обстоятельства, вызывающие дополнительные расходы; г) необходимость указанных затрат. В отличие от правила, относящегося к дополнительным расходам родителей, в ст.88 СК указано не на отсутствие соглашения об уплате алиментов, а на отсутствие заботы со стороны детей как условие их привлечения к участию в таких затратах. Стало быть, совершеннолетние дети могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах и при наличии соглашения, заключенного между ними и родителями (родителем). Размер и порядок несения расходов каждым из совершеннолетних детей определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. Средства подлежат уплате в твердой денежной сумме. В зависимости от вида расходов сумма может быть удержана с детей однократно или взыскиваться регулярно.
Кроме того, в ходе привлечения плательщика к участию в дополнительных расходах должна приниматься во внимание специфика алиментных обязательств детей в отношении родителей. Суд может учесть всех алиментоспособных совершеннолетних детей, а также освободить их от уплаты алиментов при уклонении родителей от своих обязанностей или в случае лишения их родительских прав.
Основания возникновения алиментных обязательств супругов. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. На этом принципе строится правовое регулирование взаимных алиментных обязанностей лиц, состоящих или состоявших в браке. В большинстве семей не возникает необходимости в особом нормировании таких деликатных отношений, как вопросы взаимного материального содержания супругов. Однако вопреки распространенному среди россиян мнению возникновение алиментных обязательств не всегда связано с распадом семьи. Лица, состоящие в зарегистрированном браке, могут формализовать свои обязанности по взаимному содержанию, заключив для этого специальное алиментное соглашение. Соответствующие обязанности могут включаться и в брачный договор. Содержание таких алиментных обязательств может варьировать в очень широких пределах, но сторонами в них выступают только лица, состоящие в зарегистрированном браке. Все остальные вопросы, касающиеся оснований возникновения и прекращения алиментных обязательств, размера алиментов, ответственности, решаются по усмотрению самих сторон.
При отсутствии между супругами алиментного соглашения (или алиментных обязанностей в брачном договоре) нетрудоспособный нуждающийся – супруг, не получающий необходимой материальной поддержки, вправе потребовать через суд предоставления ему алиментов от другого супруга, если последний обладает необходимыми для этого средствами. Таким образом, здесь для возникновения обязанности по алиментированию необходимы следующие условия: а) наличие зарегистрированного брака; б) отказ одного из супругов от материальной поддержки другого; в) нетрудоспособность управомоченного супруга; г) его нуждаемость в материальной помощи; д) наличие у обязанного супруга необходимых для предоставления содержания средств. Рассмотрим эти условия подробнее.
Для приобретения права на получение алиментов супруги должны состоять в зарегистрированном браке. Эта позиция традиционна для нашего законодательства. Только формальное заключение брака может налагать на супругов взаимные имущественные обязанности. Фактические же брачные отношения таких правовых последствий не порождают.
Недостаточный, по мнению одного из супругов, материальный уровень его жизни сам по себе не дает права на взыскание алиментов. Буквальное толкование п.2 ст.89 СК приводит к выводу о том, что условием взыскания алиментов является именно отказ одного из супругов от материальной поддержки другого. Чаще всего он выражается в соответствующих фактических действиях, а точнее, в бездействии одного из супругов, когда тот длительное время без уважительных причин не предоставляет содержания партнеру.
Обязательными условиями для взыскания алиментов являются нетрудоспособность и нуждаемость супруга, лишенного материальной поддержки. Законодательство не раскрывает содержания понятий нетрудоспособности и нуждаемости, поэтому ведущая роль в их определении принадлежит доктринальному и судебному толкованию. В общем виде критерии нетрудоспособности и нуждаемости рассмотрены выше. Они практически одинаковы для всех видов алиментных обязательств.
Возможность взыскания алиментов лишь при наличии у супруга-плательщика необходимых для этого средств принципиально отличает данный вид обязательств от отношений по алиментированию между родителями и детьми. Формулируя это условие, законодатель учел тот факт, что супруги – равноправные члены семейного союза, ни один из них не может быть поставлен в условия худшие, чем другой. По этой причине уплата алиментов не должна ухудшать имущественное положение плательщика по сравнению с получателем. Кроме того, отношения между супругами не основаны на родстве и поэтому подчас лишены той степени духовной близости и стабильности, которые присущи отношениям родителей с детьми. То, что допустимо (в виде исключения, если говорить об алиментных обязательствах в целом) в родственных отношениях, вряд ли было бы оправданно в отношениях между супругами. Как определить, достаточно ли у лица средств для предоставления содержания супругу? В отсутствие легальных критериев этот вопрос приходится решать доктрине. При этом возможны как минимум два основных подхода. С одной стороны, под наличием средств, необходимых для уплаты алиментов, можно понимать "такой уровень обеспеченности, при котором плательщик после выплаты алиментов сам окажется обеспеченным в размере не менее прожиточного минимума". [24]
Однако в малообеспеченных семьях такое "бронирование" от алиментов средств в размере прожиточного минимума может поставить другого супруга в крайне тяжелое положение: он может оказаться вообще без средств к существованию. Поэтому более оправдан другой критерий определения достаточности средств для уплаты алиментов. Если один из супругов материально более обеспечен, чем другой, его следует считать способным к уплате алиментов. При этом, конечно, размер алиментов не должен превышать разницы в уровнях обеспеченности супругов. Иными словами, если один из супругов обеспечен ниже прожиточного минимума, а другой не имеет и этого, взыскание алиментов допустимо, и результатом его будет выравнивание уровней обеспеченности супругов. Если это не устраивает плательщика, тогда ему, вероятно, следует подумать о расторжении брака. Разумеется, такое "равенство в нищете", осуществляемое принудительно по решению суда, весьма ущербно с точки зрения морали, но таковы уж реалии нашего общества, в котором миллионы людей живут за чертой бедности. [46]