Суды в рамках Закона о военных комиссиях 2006 года приостановили свою работу в начале июня после того, как двое военных судей сняли обвинения с Омара Ахмеда Хадра (гражданина Канады) и Салима Ахмеда Хамдана (гражданина Йемена), на основании того, что военные комиссии не обладают юрисдикцией в отношении этих лиц. Задержанные Хадр и Хамдан входят в число 300 иностранных граждан, удерживаемых на военно-морской базе США в Гуантанамо в связи с тем, что Трибуналы по пересмотру статуса комбатантов (административная инстанция, учреждённая Пентагоном) признали их «участниками боевых действий на стороне неприятеля». Вопрос юрисдикции возник в связи с тем, что, согласно Закону о военных комиссиях, трибуналы военных комиссий рассматривают дела только иностранных граждан, признанных «незаконными участниками боевых действий на стороне неприятеля».
Глава 2. Юридические аспекты правосудия над международными террористами
Пожалуй, самым проблемным аспектом утвержденных Конгрессом военных комиссий является их широкая юрисдикция, позволяющая рассматривать дела любых неграждан, в том числе длительное время проживавших в США, подпадающих под определение "незаконного вражеского комбатанта", которое намного шире принятого в международном гуманитарном праве. Поскольку это определение включает в себя любого, кто оказывал военным действиям против США "сознательную и материальную поддержку", "комбатантом" - теоретически - может быть признано любое гражданское лицо, как в случае с переводом денег запрещенной организации. Соответственно, такой человек может быть арестован военными властями и предан суду военной комиссии.
Главная проблема американского судопроизводства - как судить неграждан США, считать их преступниками или военнопленными, как добиться их выдачи. Еще в 2002 и 2003 годах дела терриростов рассматривали гражданские судьи.
Но, как сказано выше, позже было принято решение судить пойманных членов "Аль-Каиды" военными трибуналами за пределами территории США - например, на военной базе в Гуантанамо. Отказываясь называть их "военнопленными", американские чиновники изобрели термин "вражеские боевики", который вызывает критику со стороны правозащитных организаций, подчеркивающих необычный статус и неопределенные сроки заключения.
К военным трибуналам Соединенные Штаты обратились потому, что слушания должны проходить при соблюдении чрезвычайных мер безопасности. Предполагается, что в некоторых случаях не будут разглашаться даже имена судей. Скорее всего, судебные процессы пройдут при закрытых дверях, так как там будет обсуждаться секретная информация.
Последний раз правительство США назначало военные трибуналы или "комиссии", как называет их правительство, после Второй мировой войны, когда нужно было судить сотни японских и немецких чиновников. Обычно все специальные заседания оканчивались осуждением обвиняемых.
Пятого июня 2008 года на американской военной базе Гуантанамо начался суд над организаторами терактов 11 сентября 2001 года. Дело также ведет военный трибунал.[6]
Халида Шейха Мохаммеда и четверых его подельников обвиняют в подготовке атак на башни-близнецы, а также в связях с террористической организацией Аль-Каида. Халида Шейха Мохаммеда арестовали в августе 2003 года в Пакистане. Место его содержания было засекречено до сентября 2006-го, когда его вместе с еще четырьмя подозреваемыми перевели в американскую военную тюрьму Гуантанамо на Кубе. Всех пятерых обвиняют по 169 пунктам, главные из которых – подготовка терактов 11 сентября в США и связи с международной террористической организацией Аль-Каида. В случае, если вина будет доказана, им грозит смертная казнь.
Заключение
С одной стороны ускоренные рассмотрение дел террористов свидетель-
ствует о жесткой позиции американской администрации, что действительно может способствовать эффективной борьбе с терроризмом. С другой стороны Закон о военных комиссиях игнорирует многие нормы международного права.
Так он лишил американские суды юрисдикции рассматривать прошения habeas corpus (прошения о личном присутствии в суде), поданные «лицами, сражавшимися на стороне противника», которых США удерживают под стражей.[7]
Habeas corpus – одна из основополагающих процедур, гарантируемых в рамках международного права, согласно которой задержанные имеют право оспорить правомочность задержания и условия содержания под стражей в независимом и беспристрастном суде. Кроме того, данная процедура усиливает подотчётность государства, гарантируя независимую судебную проверку злоупотреблений со стороны исполнительной или законодательной власти.
В условиях отстранения американских судов от возможности осуществлять независимую проверку действий исполнительной власти, последние шесть лет отмечены бесчисленными нарушениями прав человека, начиная с тайных перебросок задержанных между странами, произвольных задержаний, жестокого обращения и заканчивая пытками и насильственными исчезновениями, которые относятся к разряду международных преступлений.
Список источников литературы
3. Ken Gude. After Guantanamo. A Special Tribunal for International Terrorist Suspects//Center for American Progress, April 2006.
4. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Международные акты о правах человека. - М.: Норма-Инфра, 2000.- 784 с.
5. Military Commissions Act of 2006/ Public Law 109-366—oct. 17, 2006
6. Начинается суд на организаторами терактов 11 сентября//Взгляд. 05.06.08.
7. Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч, 2007.
[1] Журавель В.П. Хронограф терроризма и антитеррора. – М.: МакБланш, 2007. 236 с.
[3]Ken Gude. After Guantanamo. A Special Tribunal for International Terrorist Suspects//Center for American Progress, April 2006.
[4]В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Международные акты о правах человека. .- М.: Норма-Инфра, 2000.- 784 с.
[5]Military Commissions Act of 2006/ Public Law 109-366—oct. 17, 2006.
[6]Начинается суд на организаторами терактов 11 сентября//Взгляд. 05.06.08.
[7]Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч, 2007.