С социальной точки зрения в одних случаях экономический рост ТНК увеличивает противостояние труда и капитала. Они проводят жесткую политику в отношении занятости. Во время экономических кризисов ТНК даже склонны к большому сокращению персонала, что ведет к состоянию острой конфронтации с профсоюзами. Примером этого аргумента может служить недавний скандал в Германии[1].
Компания Siemens заявила о намерении сократить до 10 тыс. рабочих мест в Германии и вынести значительную часть производства в Венгрию. По словам главы Siemens, эта непопулярная в народе мера совершенно необходима компании, которая серьезно страдает из-за стагнации немецкой экономики и усиливающейся конкуренции с азиатскими производителями. Герхард Шредерназвал инициативу одного из крупнейших германских работодателей "по меньшей мере непатриотичной". Канцлер опасается, что подобный шаг Siemens может вызвать в Германии, где безработица превышает 10% и продолжает расти, социальный взрыв.
Среди "беглецов" не только Siemens (компания за три года сократила 35 тыс. рабочих мест), но и Volkswagen, Audi и даже одна из крупнейших в Европе туристических компаний - Thomas Cook. Жесткая конкуренция с растущими азиатскими производителями, очень дорогая (из-за общего уровня жизни и взлетевшего евро) местная рабочая сила и замедлившийся спрос на бытовую технику и электронику заставляют благополучные еще вчера компании кардинально сокращать рабочие места и выносить производство на территории с более низким уровнем оплаты труда.
Стоимость знаменитого немецкого качества становится не по зубам национальным производителям. Немецкие рабочие составляют 41% от общего числа персонала Siemens во всем мире, но зарабатывают они для компании всего лишь 23% прибыли. Согласно данным экономического института IW в Кельне, стоимость труда в Германии - самая высокая в мире. По словам главы Siemens Генриха фон Пиерера, за те деньги, которые он платит 2 тыс. немецких программистов, он мог бы нанять в Китае 12 тыс. специалистов аналогичной квалификации. Компания уже перенесла 21 тыс. рабочих мест в Китай, и 12% прибыли сегодня получает от своих азиатских производств.
Такая стратегия германских компаний совпадает с политикой либерализации европейской экономики, проводимой Еврокомиссией и вроде бы разделяемой немецким правительством: любая компания, даже воспринимаемая на родине как национальное достояние, имеет право переносить производство в любую страну, если эта мера прибыльна для бизнеса. Но на практике национальные правительства оказываются абсолютно неготовыми к тому, чтобы отпустить большой бизнес на вольные хлеба. В других случаях - ТНК, наоборот, сглаживают социальную напряженность в обществе.
Крупнейшие в мире транснациональные корпорации все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, Японии и “новых индустриальных стран” свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику.
В нашей стране уже начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации – финансово-промышленные группы (ФПГ), которые в перспективе должны занять достойное место среди крупнейших транснациональных корпораций мира. В связи с этим очень полезно обратиться к зарубежному опыту, рассмотреть критерии отнесения компаний к ТНК, этапы их развития и виды, тем более, что большинство западных корпораций относится к более зрелым типам ТНК по сравнению с нашими российскими.
Подчеркивая роль, которую играют транснациональные корпорации в глобальной экономике, прежде всего нужно проанализировать публикуемые в мировой печати статистические данные. Так, по данным ООН, которая традиционно изучает деятельность ТНК. Движущей силой глобального расширения инвестиционных потоков выступают более 65 тыс. транснациональных корпораций, которые имеют свыше 850 тыс. филиалов за рубежом. Количество ТНК за последние 30 лет увеличилось более чем в 8 раз (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм), при этом необходимо отметить, что термин “транснациональная корпорация”, “многонациональная компания” (multinational corporation, multinational enterprise, MNC) как общепринятый стал применяться только с 1960 года.
ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. Объем произведенной продукции на предприятиях ТНК ежегодно превышает 6 трлн. долларов. На них работают 74 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Численность персонала транснациональных фирм очень велика. Приведем лишь отдельные примеры: в компании “General Motors” работает порядка 647 тыс. человек, “Ford Motor” – 372 тыс. человек, “Siemens” – 379 тыс. и т.п.
На конец 80-х – начало 90-х годов насчитывалось 600 корпораций с суммой продаж более 1 млрд. долларов, которые образовывали так называемый “Клуб миллиардеров”. В середине 90-х годов количество миллиардеров значительно превысило 1000. У лидера по объему продаж среди всех ТНК – “General Motors” – этот показатель в 1997 году составил 160 млрд. долларов. И еще 10 компаний в мире в прошедшем году превысили рубеж продаж в 100 млрд. долларов (из них: 3 компании США, 6 – Японии и одна из Европы). Интересно отметить, что суммарный валовый доход двух лидеров среди ТНК – “General Motors” и “Ford Motor” – превышает объем продаж десяти крупнейших французских, десяти английских и шести германских компаний.
500 самых мощных ТНК реализует 80% всей произведенной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 85 из них контролирует 70% всех заграничных инвестиций.
В зарубежной печати периодически публикуются рейтинги крупнейших компаний, составленные в зависимости от различных факторов. Достаточно представительным является ранжирование компаний, отражаемое в газете “Financial Times” и журнале “Industry Week”. Так, рейтинги, публикуемые газетой “Financial Times”, заслуженно признаются одними из самых полных. В этих рейтингах ежегодно выделяется 500 лидеров мировой экономики в зависимости от размера рыночной капитализации, т.е. стоимости, полученной как произведение числа выпущенных акций компанией и их рыночной цены.
Журнал “Industry Week” совместно с рейтинговыми агентствами Dun & Bradstreet и Moody’s Investors Service ежегодно публикует рейтинги 1000 крупнейших в мире производственных компаний, преимущественно сосредоточенных в обрабатывающей промышленности. В качестве основного критерия при ранжировании компаний в этом случае рассматривается валовая прибыль (объем продаж).
По данным западных экономистов, в XXIвеке в условиях глобальной экономики установится господство 300-600 ТНК. При этом 300 корпораций будут распоряжаться 75% валового продукта мира, осуществлять значительную диверсификацию своего производства и услуг.
Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.
ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии – 78, во Франции – 84, в Италии – 90.
Шведский автомобильный концерн “Вольво”, например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.
Так что же такое ТНК и как их можно отличить от других корпораций?
Как правило, термин корпорация употребляется к фирмам, концернам и т.д., которые функционируют с участием акционерного капитала. Корпорация – утвердившееся в англоязычных странах название акционерного общества.
Транснациональная корпорация – это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.
Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств).
В практической деятельности используются следующие рычаги контроля материнской компании над дочерними филиалами:
· преобладающая доля в уставном капитале;
· обладание необходимыми ресурсами (технологическими, сырьевыми и др.);
· назначение персонала на ключевые посты;
· информация (маркетинговая, научно-техническая и т.д.);
· особые договоренности, например, об обеспечении рынков сбыта;
· неформальные механизмы.
ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. Обычно компании такого рода прибегают в своей хозяйственной деятельности практически ко всем доступным операциям международного бизнеса.
Транснациональные корпорации – это международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией. Таким образом, “международный подход” ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции во всех аспектах экономической жизни этих компаний. Если на ранних стадиях данного процесса зарубежное производство имело лишь эпизодический характер, то впоследствии оно стало значительным и даже определяющим фактором.