Смекни!
smekni.com

Современная валютная система России (стр. 7 из 9)

Контроль за капиталом может использоваться для достижения или получения автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике.

Необходимо отметить, что валютный контроль в России в 2000 г. (реально его осуществляет Центробанк) не просто окреп, но добился значительных результатов. Так, отток капитала (включая легальный) в оффшорные зоны сократился в 2,3 раза - с 8,6 млрд. долл. в 1999 г. до 3,8 млрд. долл. в 2000 г. Особенно наглядным стало сокращение вывоза российского капитала в оффшорную зону Науру: если в 1999 году он в среднем превышал 300 млн. долл. в месяц, то во второй половине 2000 г. снизился до 30 млн. долл. в месяц.

Утечка капитала является несомненным основанием для введения контроля за капиталом, и это тем более справедливо, если имеется серьезное подозрение, что значительная часть банковского сообщества не подчиняется закону. Проблема России заключается, скорее, не в привлечении иностранного капитала, а утечки российского капитала из страны. Цели, для достижения которых нужно вводить ограничения потоков капитала:

· удержание внутренних сбережений;

· сохранение внутренней базы налогообложения;

· сохранение денежной автономии ради достижения управлять плавающим валютным курсом;

· установление правильной последовательности шагов по достижению экономической либерализации;

· ограничение изменяемости краткосрочных потоков капитала и снижение колебания обменного курса и уменьшение частоты и силы спекулятивных актов.

Таким образом, если грамотно производить контроль за капиталом, то это может дать возможность правительству России сохранить свой денежный и экономический суверенитет и свободу действия для стремления к положительному росту, а также восстановить финансовые институты в России, поскольку это необходимо, так как рынки могут быть эффективны только в тех случаях, когда их деятельность обеспечивается соответствующими институтами. Россия может и должна найти способы пресечь «бегство» капитала и частично вернуть его в страну в целях возрождения национальной экономики. Непременным условием эффективного противодействия «бегству» капитала, его репатриации является усиление экономической и политической стабилизации.

3.2. Перспективы развития валютной системы

Российской Федерации

Для сдерживания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать «бегство» капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдерживание «бегства» капитала, с мерами административного и финансового контроля над валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. К тому же за рубежом более 1 млн. компаний типа «почтовый ящик» (без активов и пассивов) отмывают «грязные» деньги.

Специалисты в области валютного регулирования предполагают, что для сдерживания «бегства» капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды «бегства» капитала.

Не менее важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как форма «бегства» капитала, если после перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз (от двух до пяти-шести, по некоторым оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются от среднемировых. Разница «уплывает» за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания «бегства» капитала в оффшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Учитывая важную роль банков и различных финансово-кредитных учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

В целях частичной репатриации «беглого» капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на «грязные» деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Необходимо также ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и «теневого» перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за рубеж. По оценкам экспертов, в России в среднем «теневой» капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол – первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций с переводом валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Как свидетельствует мировой опыт, для эффективного противодействия «бегству» капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать четкую институциональную структуру управления этим процессом, возглавляемую ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного центра должно стать не только противодействие отмыванию незаконных доходов, что находится в компетенции Межведомственного центра на базе МВД, но и «бегству» капитала по легальным и нелегальным каналам и стимулирование его репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы – невозврат экспортной выручки, упущенная выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным внешнеторговым контрактам, контрабандный экспорт товаров; так и легальные каналы – увеличение зарубежных активов предприятий и банков, не декларируемый вывоз иностранной валюты, в частности с использованием пластиковых карточек, долларизация экономики и другое.

Рост доверия российского бизнеса и населения к рублю можно отнести к числу наиболее важных экономических достижений последних лет. Этому во многом способствовали повышение внутренней финансовой стабильности, укрепление курса российской валюты, снижение темпов инфляции, а также отмена валютных ограничений на операции с капиталом.

Рост доверия к национальной валюте положительно сказывается на денежном обращении, способствуя дедолларизации экономики. Предприятия и население предъявляют все больший спрос на рубли, предпочитая их не только в качестве платежного средства, но и средства накопления. Более того, рубль начинает постепенно вытеснять иностранную валюту из теневого оборота. Однако положение российской валюты можно оценивать по-разному. Что касается сферы обращения, то пока российская валюта является лишь национальной валютой и обеспечивает лишь денежное обращение в России и в меньшей степени в рамках СНГ. Если оценивать ее место на мировом валютном рынке, то доля российского сегмента также пока невелика.

Вместе с тем, рубль постепенно укрепляет свои позиции, прежде всего, растет его доля на глобальном валютном рынке. Рост валютных операций с участием рубля наблюдается во многом благодаря высоким ценам на нефть и другие энергоносители, обеспечивающие приток дополнительной валютной выручки в страну. Однако значительный вклад в этот процесс, безусловно, вносят либерализация движения капитала и тенденция укрепления рубля.