Смекни!
smekni.com

История экономичесих учений (стр. 2 из 15)

3. Ибн-Хальдун (1332- 1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана — возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города; малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

4. Фома Аквинский (1225 - 1274)

-монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

5. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма

Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономичес­кой мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров). Дальнейшее становление экономической теории - после древнегреческих и средневековых мыслителей - продолжилось меркантилистами. Про них нельзя сказать, что они образовывали какую-то единую школу, все представители которой придерживались бы общих взглядов на экономику. Однако известное сходство между их воззрениями позволяет выделить их в особое направление экономической мысли. В большинстве своем экономисты были деловыми людьми и государственными деятелями, излагавшими свои взгляды не в теоретических трактатах. Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. Борьба эта включала в себя два момента. Первое, необходимобыло добиться внутреннего единства, а для этого сломить все существовавшие внутри страны преграды к объединению в виде внутренних пошлин, цеховых и городских ограничений, феодальной раздробленности. Второе - нужно было преодолеть власть католической Церкви, связывавшей в годы Средневековья европейские страны в общий Христианский мир, одним из проявлений которого была Священная римская империя германской нации. Таким образом, государство должно было достичь внутреннего единства и в то же время вырваться из единства внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить достижение обеих этих задач, причем их конечной целью было могущество национального государства. Меркантилизм необходимо рассматривать как экономическую политику, идеологию и как особую систему экономических воззрений. Как экономическая политика меркантилизм характерен для рада феодальных государств в эпоху первоначального накопления капитала. Как идеология меркантилизм присущ торговому капиталу, предшествующему промышленному капиталу. Как особая система экономических воззрений меркантилизм представлял собой попытку теоретического осмысления и обоснования проводимой торговым капиталом экономической политики. Меркантилизм как практика предшествовал меркантилизму как теории. Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения производства товаров для экспорта - развития промышленнос­ти, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддерж­ке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: 1)богатство общества отождествляется с деньгами (государство тем богаче, чем больше оно имеет денег); 2)накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. В меркантилизме, как экономической политике, различают два этапа. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У.Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Для раннего меркантилизма характерно следующее: всестороннее ограничение импорта товаров; вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; установление высоких цен на экспортируемые товары; система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стра­не запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. Характерные черты позднего меркантилизма: снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег; доминирует идея «торгового баланса»; протекционизм экономической политики государства; определяющей функцией денег признается функция средства обращения; система монометаллизма. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

6. Ранний и поздний меркантилизм

В меркантилизме, как экономической политике, различают два этапа. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У.Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ранний меркантилизм представляет собой так называемую монетарную систему, развитый меркантилизм - мануфактурную или коммерческую систему. И тот, и другой решающее значение в экономике придавали деньгам, но вместе с тем по ряду вопросов они существенно расходились: во-первых, в методах и способах добывания и сохранения денег; во вторых, в отношении к деньгам. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», направленная на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, запрещался вывоз денег за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных товаров за границей привозить наличными деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от торговли тратить на приобретение товаров национального производства. Это требовало значительного административного контроля со стороны государства за экономическими отношениями. Рост товарного хозяйства, расширение внешней торговли показали очевидную нецелесообразность данной экономической политики. Используя деньги для развития внешней торговли, можно было увеличить и запасы золота и серебра в государстве. На смену политике денежного баланса закономерно пришла политика торгового баланса (поздний или развитый меркантилизм). Сердцевину политики «системы торгового баланса» составляла идея о том, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Этой цели государство могло достичь двумя способами: во-первых, за счет вывоза готовых изделий из своей страны и запрещения ввоза предметов роскоши; во-вторых, при помощи посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. Главным принципом торговли выступал принцип: купи дешевле в одной стране, а продай дороже в другой. В целях обеспечения активного торгового баланса поздние меркантилисты апеллировали к институтам государства, которые должны были проводить политику протекционизма, предусматривающую обложение высокими таможенными пошлинами иностранных товаров и стимулирующую экспорт национальных товаров, что можно было осуществить путем насаждения мануфактуры, обладающей существенными преимуществами перед индивидуальным трудом ремесленников. Государство предоставляло мануфактурам привилегии и монопольные права, субсидии, экспортные премии, освобождало от налогов. Стимулировался приток иностранных специалистов, издавались законы с целью понижения заработной платы. Различным ограничениям подвергалось судоходство. Поощрялась спекуляция колониальными товарами (чай, кофе, ткани, пряности, табак и др.). (1)-ранний, (2)-поздний