– невиданные ранее масштабы миграционных процессов расшатывают и тем самым осложняют и дестабилизируют социально-культурное устройство государств. В этих условиях обостряется проблема социокультурной идентификации и адаптации личности в обществе, что неблагоприятно сказывается на показателях преступности;
– появление качественно новых каналов передачи информации. Именно это обусловливает мировую трансформацию и складывающуюся новую социокультурную картину мира, и в частности систему ценностей. Общество находится в процессе контркультурного размежевания, сломаны некоторые культурно-нравственные барьеры, и нет никаких препятствий к возможности захвата сознания большинства граждан[18].
При анализе социально-политической и криминальной ситуации в регионе необходимо учитывать и геополитическую ситуацию. Распад СССР не был конечной целью «холодной» войны. Идеологи «холодной войны» никогда не скрывали своей заинтересованности в дальнейшем расчленении России. Сложившаяся непростая ситуация в Чеченской Республике во многом оказалась результатом того, что в силу определенных исторических, экономических, социально-политических условий в системе национальных отношений бывшего СССР, а впоследствии России, данный регион оказался слабым звеном, чем не замедлили воспользоваться враждебные российскому государству внешние и внутренние силы. В чеченском конфликте заинтересованы те, кто не желает возрождения сильной, процветающей России.
К наиболее значимым внутренним факторам, по нашему мнению, относятся:
1) социально-политические факторы;
2) социально-экономические факторы;
3) религиозные факторы;
4) факторы маргинализации местного населения.
Социально-политические факторы.
В событиях в Чеченской Республике большую роль сыграли многолетние социально-политические процессы: это, во-первых, стремление чеченского народа к самоопределению, во-вторых, борьба простого населения за социальную справедливость. Трагедия данного региона состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах, когда власть от коммунистической номенклатуры перешла к постсоветской элите, национальной по форме и преступной по сути. Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит, отказавшись действовать согласованно во имя интересов нации, спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в республике полиэтнического правового гражданского общества.
Современная национальная политика государства в отношении северокавказских республик и сейчас в целом недостаточно эффективна. Она не базируется на глубоко осмысленной концептуальной основе, не обладает необходимой гибкостью, ей недостает дифференцированного подхода, предметного учета исторического многообразия вековых традиций, самобытности культур и духовности, уклада жизни кавказских народов, отношений между нациями и народностями, населяющими Кавказ, их обычаев, неповторимого характера, противоречий, разделяющих республики и национальные группы людей.
Обстоятельством, осложняющим ситуацию в социально-политической сфере, является наличие проблемы социальной модернизации общества и национализм. В первую очередь имеется в виду сохранение в регионе социальных (стадиальных) разрывов между этносами, которые обусловили значительное опережение одних социумов другими. Конкретным выражением этого является оставшаяся традиционная патриархальность и сложная этносоциальная и этнотерриториальная структура чеченского общества, для которой характерно переплетение норм народного права – «адата» с нормами шариата.
Преступность – безусловно, явление социальное, но преступление совершает конкретный индивид, поэтому влияние общества на состояние преступности, обладающего структурой, для которой характерны основанная на традициях ритуалистическая приверженность к установленному, предписанному поведению, неоднозначно. С одной стороны, наличие жесткого социального контроля в виде традиций, нравов, обычаев удерживает индивида в рамках установленных норм поведения. С другой стороны, нередко внутренние, одобряемые культурные нормы при столкновении с культурой более широкой общности приходят в состояние конфликта. Это относится к распространению действия Уголовного кодекса Российской Федерации на территорию Чечни, в котором ряд древних практикуемых среди населения обычаев находятся под запретом. Прежде всего, это относится к сохранившейся, так называемой, набеговой системе чеченцев (абречество), а также обычаю «кровной мести» и др., отражающих глубоко внутренние процессы формационного развития чеченских социумов и создающих перманентный конфликтный фон, который не способствует гармонизации межэтнических отношений.
Одним из проявлений непростой социальной ситуации в жизни чеченского общества является исторически сложившаяся сложная система территориально-клановых и этно-конфессиональных сообществ. Проблема взаимоотношения по линии «тарикат – власть», «тейп – власть», «тарикат – тейп» – один из важнейших для понимания многих процессов в республике, как в прошлом, так и в настоящем. Признаком появившейся кризисности в этих отношениях стало появление своеобразного внутреннего сепаратизма как реакция на неспособность местной власти решать насущные проблемы простых чеченцев. Это выразилось в требованиях установления независимой власти в пределах родовых земель.
Необходимо отметить, что фактором, осложняющим социальную ситуацию, является то обстоятельство, что в предыдущие исторические периоды некомпетентными действиями властей, произвольным и некомпетентным вмешательством в распределение административных границ, игнорировавшим исторические контуры расселения этносов, периодически ущемлялись права местных народов.
Что касается проявлений национализма, то здесь следует отметить, что в период перестройки сколько-нибудь заметного движения за полную независимость и выход из России среди чеченцев не наблюдалось. Но к концу 80-х годов политическая обстановка в республике обостряется. Законное недовольство большинства населения вызывали политика дискриминации коренных народов при формировании местной номенклатуры в советский период, а в дальнейшем практикуемый клановый подход к назначению на влиятельные посты, и сопутствующая этому коррупция – вплоть до покупки высоких должностей за деньги.
В этой ситуации местные руководители стали демонстративно поддерживать лозунги и требования националистического характера. Национализм усилился, когда союзное руководство бывшего СССР в борьбе против нового руководства РСФСР во главе с Б. Ельциным стало разыгрывать карту автономии и пытаться уравнять их статус с союзными республиками.
К субъективным проблемам следует отнести то обстоятельство, что в истории многовекового совместного проживания народов Кавказа (и славян) наслоилось бесчисленное количество реальных или мнимых обид, таившихся на дне коллективной этнической памяти. Некоторые кавказские народы сохранили болезненные воспоминания о Кавказской войне ХIX века и депортации народов в ХХ веке.
Национальное самосознание отчасти деформировано пропагандой идеологами сепаратизма культа силы и национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам, разжигания межэтнической ненависти. При этом имеет место аппеляция к самым низменным инстинктам, поощрение анархии и безответственности, культивирование пренебрежительного отношения к труду и накоплению благ через честный труд. Ориентация на криминальный способ наживы способствовал появлению «новой элиты» из вчерашних маргиналов, которые составляют собственно ядро национал-радикалов.
Вместе с тем, несмотря на то, что в Северо-Кавказском регионе еще наблюдаются феномены национального эгоцентризма, национальных движений, выдвигающих интересы своих этносов на первый план во всех социально-политических и экономических сферах, на сегодняшний момент можно с оптимизмом констатировать, что кредит доверия основной части кавказских народов к национал-радикалам исчерпан.
Необходимо также отметить, что в последние годы политическая ситуация в Чеченской Республике имеет четкие тенденции к стабилизации. Наиболее значимым фактором улучшения социально-политической ситуации в Чеченской Республике является то, что пропагандируемые лидерами бандформирований идеи религиозной и национальной розни, насилия и нетерпимости не находят поддержки среди населения и не выдерживают сравнения с проводимой руководством Чеченской Республики политикой возрождения, созидания и консолидации общества[19]. Можно выделить три основных ее составляющих:
1. Наступательная и бескомпромиссная борьба с терроризмом.
2. Защита прав и свобод граждан, проживающих на территории Чеченской Республики.
3. Активная и всеобъемлющая работа по восстановлению политической, духовной, социальной и экономической сфер жизнедеятельности[20].
Социально-экономические факторы.
Социально-экономическое развитие Чеченской Республики, как впрочем, и ряда других субъектов Южного федерального округа, остается гораздо ниже среднероссийского уровня, в том числе по уровню валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, наличию основных фондов на душу населения.