Смекни!
smekni.com

История экономических учений3 (стр. 2 из 60)

Новые понятия............................................................................................................................................................................ 149

Вопросы для самоконтроля.................................................................................................................................................... 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................ 149

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................................................. 150

ПРЕДИСЛОВИЕ

Авторы не без опасений предлагают этот учебник вниманию сту­дентов. Опасения связаны с предположением, что студенты попы­таются заменить им все остальные материалы, необходимые для освоения курса. Но ни лекции, ни учебные пособия не помогут в полной мере ощутить тот "исторический аромат", без которого все­мирный процесс развития экономической мысли может предстать лишь скучным набором имен, названий школ и немногих осново­полагающих идей. Только обращение к классике позволит проник­нуть в мир блестящих мыслей, выдающихся открытии и не менее выдающихся заблуждений.

Эта книга даст студентам лишь общую канву, первичный систе­матизированный материал, с помощью которого можно будет ра­зобраться в обширной экономической литературе. Курс истории экономической мысли труден не столько своим содержанием, сколь­ко объемом. Когда впервые погружаешься в море экономической литературы, создается впечатление, что постичь ее невозможно. Но со временем не без удовлетворения обнаруживаешь, что новых идей в современной экономической теории очень немного, что все уже давно написано, что революционные прорывы в экономической науке можно сосчитать на пальцах одной руки, и тем не менее, чтобы показать основные линии развития науки экономики, нам придется произвести жесткий отбор авторов и идей.

Чтобы составить представление об истории экономических уче­ний, достаточно прочитать, скажем, всего пять хороших осново­полагающих книг. Мы назовем эти пять книг, эти "экономические евангелия", хотя сам их перечень может вызвать возражения у спе­циалистов с другими вкусами и пристрастиями. Но все согласятся с тем, что, например, книга Адама Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" представляет собой кладезь идей, из которых выросло несколько школ и направлений экономичес­кой мысли. Ученые, стоящие на полярных позициях, — современ­ные неоклассики и кейнсианцы, марксисты и монетаристы опира­ются на гигантскую скалу смитианства. Труд А. Смита должен стать первой книгой, которую обязан изучить студент, если он собирается стать квалифицированным экономистом.

Россия вступает в сложный мир рыночной экономики. Чтобы хорошо в нем ориентироваться, не попасть под влияние эйфорических настроений по поводу рынка, трезво разобраться в системе противоречий рыночного капиталистического общества, необходимо понять содержание выдающегося труда Карла Маркса "Капи­тал", особенно его первого тома. "Капитал" изучают во всех эконо­мических колледжах и на всех экономических факультетах мира. Он интересен не только деятелям рабочего и социалистического движения, как это может показаться людям, случайно оказавшимся в экономической науке. Он интересен также бизнесменам и менед­жерам, которые изучают этот труд как бы с профилактической целью: зная болезни общества, в котором живешь, можно попы­таться найти способы лечения, дабы не довести социально-эконо­мический организм до летального исхода. Вот вам вторая книга.

Третьей книгой станет для вас труд великого англичанина Альфреда Маршалла "Принципы политической экономии". А.Маршалл более 100 лет назад заложил основы микроэкономики. Этот чело­век сумел синтезировать лучшие достижения классической эконо­мической теории и маржинализма.

Революционный переворот в экономической теории Запада уже в новейшее время произвел Джон Мейнард Кейнс, в 1936 г. издав­ший книгу "Общая теория занятости, процента и денег", в кото­рой заложены основы всей современной макроэкономики. Кейнс открыл для рыночной экономики государство как активную эко­номическую силу. Сегодня многие пытаются похоронить кейнсианское учение. Но нигде в мире не существует нерегулируемой ры­ночной экономики, хотя демагогия либерализма распространена широко.

Энциклопедией современной западной экономической мысли стало произведение выдающегося американского экономиста на­ших дней Пола Самуэльсона "Экономика". Эта книга была написана как учебник и вызвала к жизни массу подражаний, одно из кото­рых всем хорошо известно. Это — "Экономикс" К.Макконнелла и С.Брю. В каждом приличном университете сегодня издаются подоб­ные учебники, и все же П.Самуэльсон остался непревзойденным. Его труд и есть та пятая книга, которую стоит изучить, чтобы стать экономистом.

Обращаем ваше внимание на то, что в предложенном кратком "евангелическом" списке нет трудов российских ученых. Российс­кая, и в частности русская, экономическая мысль — особая тема. Россия не меньше других стран дала всемирно известных ученых-экономистов. Иван Посошков и Михаил Ломоносов, Павел Пес­тель и Николай Тургенев, Александр Герцен и Николай Черны­шевский, Владимир Дмитриев и Евгений Слуцкий, Михаил Ту-ган-Барановский и Николай Кондратьев, Александр Чаянов и Ле­онид Канторович — этот список можно продолжать долго. Отдель­ная тема — русские марксисты во главе с В.И.Лениным, впервые в истории сделавшие попытку практического осуществления соци­ально-экономической доктрины. Трудно объяснить, почему эти люди либо мало известны на родине, либо известны, но не как экономи­сты. Видимо, прав был Г.В.Плеханов, когда писал: "Пока выдаю­щиеся люди отсталой страны не получат признания в передовых странах, они не добьются полного признания и у себя дома; их соотечественники будут питать более или менее значительное не­доверие к своим "доморощенным" силам ("где уж нам?"). Ведь нельзя же отрицать, что русские люди оценили все колоссальное значение своей литературы только после того, как перед ней преклонился Запад". (Соч. - М.-Л., 1925. - Т. XXI. - С. 158.)

В данной работе мы постарались преодолеть "европеизм" историко-экономических исследований и показать лучшие достижения русской экономической мысли, которая всегда развивалась само­бытным путем, но в общем потоке мировой экономической куль­туры. Попробуем уже здесь, в предисловии, подчеркнуть некото­рые особенности истории русской экономической мысли.

Во-первых, в то время как в Европе экономисты все более обра­щались к проблемам капиталистического промышленного разви­тия, разрабатывая тематику рыночной экономики, в России цент­ральным объектом исследований оставался "крестьянский вопрос" — аграрные отношения, проблематика, связанная с существованием крепостного права и его последствиями. Характерно, что "кресть­янский вопрос" не решен до сих пор. Во всяком случае, пока никто точно не знает, кто должен стать эффективным собственником земли в России.

Во-вторых, в России долгое время существовало своеобразное "разделение труда". Оригинальные экономические идеи разрабаты­вали, как правило, непрофессиональные экономисты, специалис­ты из других научных сфер, публицисты, чиновники, офицеры, хозяйствующие практики. Профессиональные же экономисты, как ни странно, добровольно ставили себя в позицию учеников запад­ных экономических школ, будь то смитианство, рикардианство или марксизм (любопытно, что это явление, к сожалению, прослежи­вается и сегодня). Лишь в самом конце XIX в. появились экономис­ты-профессионалы мирового уровня — М. И.Туган-Барановский (1865—1919) и В.К.Дмитриев (1868—1913). Видимо, это объясняет­ся тем, что политическая экономия — все-таки наука буржуазная и успешно развивается только в условиях относительно развитых то­варно-денежных отношений. В дореформенной России интерес к капиталистическим производственным отношениям не выходил за университетские стены и носил несколько абстрактно-академичес­кий характер. Когда же реальная жизнь предложила относительно развитый объект для изучения, тогда-то и появились оригинальные мыслители-профессионалы.

В-третьих, русская экономическая мысль развивалась в системе своеобразной пересекающейся дихотомии (раздвоения): с одной стороны, дискутировали и боролись друг с другом сторонники ре­волюционных преобразований производственных отношений и сто­ронники постепенного реформирования российской экономики, с другой — поклонники западных моделей развития и поклонники идеи самобытного пути развития России. Если русские "западни­ки" еще как-то известны современным экономистам, то гораздо меньше известны ученые иного направления, носители русской национальной экономической идеи. Конечно, имена А. Т. Болотова, С.Н.Булгакова, А.И.Васильчикова, В.П.Воронцова, Л.А.Тихомирова, С.Ф.Шарапова, А.Н.Энгельгардта упоминаются в обзорах по исто­рии русской экономической мысли, но всегда в контексте критики их основополагающих экономических воззрений. "Национальных" экономистов критиковали русские и западные смитианцы, рикардианцы, позже — марксисты и маржиналисты. При этом сторонни­ков национальной идеи представляли преимущественно как неких реакционеров, преувеличивающих самобытность экономического развития России и способствующих консервации по-европейски понятой отсталости страны.

Вообще-то русские экономисты национальной ориентации и не рассчитывали на западного читателя, они писали для отечествен­ной публики. Но, к сожалению, ни европейски образованные чи­татели, ни представители власти не слишком жаловали своим вни­манием этих авторов, даже если их исследования достаточно точно отражали российскую экономическую действительность, а прогно­зы сбывались. Основные идеи экономистов-националистов" сво­дились к следующему.

1. Сам факт существования тысячелетнего Российского государ­ства свидетельствует о том, что его хозяйственная система была высокоэффективной в рамках внутренних потребностей, обеспечив сохранение национальной независимости, экономическое освое­ние огромных территорий, строительство тысяч городов.