Смекни!
smekni.com

История экономических учений3 (стр. 46 из 60)

Реализация неолиберальных идей началась в 1948—1949 гг. и при­вела к оживлению производства в послевоенной Германии, а по­том и к его бурному подъему, что позднее и стало известно как "западногерманское экономическое чудо". Осуществлению этого "чуда" в Западной Германии способствовали следующие условия: широкая социальная база для развития свободного предпринима­тельства, помощь американских оккупационных войск в поддержа­нии политической и социальной стабильности по плану Маршал­ла, но главное, четко проработанная концепция преобразований в германском обществе, разработанная фрайбургской школой еще в период второй мировой войны. (Поразительный факт: идеи о жиз­ни в обществе без Гитлера и национал-социализма обсуждались еще в 1942 г.) Реформа оказалась успешной в значительной степе­ни потому, что ее проводили сами авторы. Это тот редкий случай, когда создателям теоретической концепции представилась возмож­ность проверить ее на практике.

Выдающуюся роль в практической реализации неолиберальных идей сыгралЛюдвиг Эрхард (1897—1977). Закончив реальное учили­ще в Баварии, а после первой мировой войны — Высшую коммер­ческую школу в г.Нюрнберге, Эрхард защищает докторскую дис­сертацию, становится заместителем директора научно-исследова­тельского института в Нюрнберге. Не будучи допущен национал-социалистами к преподавательской деятельности из-за недостаточ­ной лояльности к режиму, Эрхард во Фрайбурге начинает вместе с единомышленниками разрабатывать основы экономической поли­тики после войны. Министр хозяйства Баварии, профессор Мюн­хенского университета, а затем министр народного хозяйства Фе­деративной Республики Германии, вице-канцлерФРГ при Адена­уэре и канцлер после его смерти — таков путь, пройденный Л.Эрхардом.

В книге "Благосостояние для всех" (1956), которая явилась свое­образным отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард Отме­чает, что основные цели социального рыночного хозяйства — сво­бода и справедливость, причем он ясно дает понять, что экономи­ческая свобода невозможна без политической свободы, без госу­дарственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости. Неоли­бералы были убеждены, что все члены общества должны иметь воз­можность осознавать и реализовывать свое индивидуальное благо­состояние в рамках "установленных правовых и моральных границ"1.

Несмотря на жесткое сопротивление реформам со стороны Со­циал-демократической партии Германии, Эрхард завоевал доверие народа и провел реформу цен и денежную реформу, а политика планомерного стимулирования производства потребительских то­варов не только улучшила снабжение населения, но в той ситуации означала особую разновидность капиталовложений. "...Соображе­ния экономической эффективности снова стали определяющим фактором"2, — отмечал Эрхард.

Возникает вопрос, можно ли повторить это "чудо" в России? Вероятно, нет, так как путь каждой страны своеобразен и только собственные усилия на соответствующей социально-экономичес­кой базе приведут к положительным изменениям. Эрхард считал именно так и писал: "Если этот немецкий пример должен иметь значение и за пределами границ современной страны, то только в том смысле, что он должен показать всему миру, каким благом является свобода человека и свобода экономического развития"3.

2. Рыночная экономика Ф.Хайека

К неолиберальному направлению в какой-то мере можно отне­сти и идеи Ф.Хайека, хотя, строго говоря, они не укладываются ни в рамки неолиберализма, ни в рамки кейнсианства, — это глу­боко самобытный экономист, социолог и философ.

Фридрих фон Хайек (1899—1992) родился в Вене в семье с глу­бокими академическими традициями. Он учился в Венском универ­ситете, где специализировался в области экономики и юриспру­денции. После окончания университета Хайек состоял на государ­ственной службе, в 1927—1931 гг. возглавлял Австрийский инсти­тут экономических исследований, в 1931—1949 гг. был профессором Лондонской экономической школы, а с 1950 по 1962 г. заведо­вал кафедрой политической экономии в Чикагском университете.

Широта научных интересов Хайека впечатляет, его экономи­ческая теория — органичная часть его социально-философской си­стемы. В первый период своей научной деятельности исследователь уделяет большое внимание определению границ познания и воз­можностей воздействия на общественные явления. В связи с этим его интересуют формы и масштабы государственного регулирова­ния экономики. Исследования в области теоретической психологии ("Структура восприятия", 1952), критика сциентизма в социальных науках ("Контрреволюция науки", 1952), анализ правовых прин­ципов либерального общества ("Конституция свободы", 1960), а также критика современной западной демократии, не соответству­ющей идеалам свободного общества, в трилогии "Право, законо­дательство и свобода" (1973—1979) принесли Хайеку широкую из­вестность и в то же время поссорили его со многими учеными и либеральными политиками. Поэтому теории Хайека не получили сначала широкого распространения, и только в конце 70-х — нача­ле 80-х годов произошел своеобразный ренессанс его идей, так как к этому времени выяснилось, что во многом он оказался прав.

Ф.Хайек — один из создателей современной теории денег, он внес фундаментальный вклад и в другие разделы экономической науки, его считают основоположником так называемой неоавстрийской школы в экономике. Помимо уже названных известны его работы "Конкуренция как процедура открытия" (1989), "Дорога к рабству" (1944), "Цены и производство" (1931), "Пагубная само­надеянность. Ошибки социализма" (1988).

Хайек — сторонник свободной экономики без вмешательства государства, когда конкуренция сама устанавливает порядок и со­здает необходимое равновесие, а побеждает в конкурентной борь­бе тот, кто узнал, изобрел, создал нечто новое, кто сумел уловить и понять рассеянное в обществе знание. Именно поэтому он называет конкуренцию процедурой открытия. По мнению исследователя, та­кие институты по сбору и передаче информации, как рынок, по­зволяют использовать это рассеянное знание. При этом Хайек убеж­ден, что помимо явного профессионального знания человек наде­лен знаниями и умениями, переданными ему генетически, о кото­рых он может и не подозревать до возникновения каких-то особых обстоятельств в реальной конкуренции.

Конкуренция, считает Хайек, была бы бессмысленна, если бы с самого начала было точно известно, кто победит. "Конкуренция, — пишет он, — представляет ценность потому и только потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к кото­рым каждый сознательно стремится или мог бы стремиться. Кроме того, хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они в целом предполагают разочарование или расстройство чьих-то кон­кретных ожиданий и намерений"4. Достоверность конкуренции не­возможно заведомо проверить эмпирически — в лучшем случае общество, полагающееся на конкуренцию, в конечном счете ус­пешнее других достигает своих целей, и это подтверждено истори­ей цивилизации.

По убеждению Хайека, именно конкуренция должна выявить результаты рыночного процесса, определить, какая информация является наиболее полезной. В отличие от социализма, где жестко детерминируется иерархия потребностей, которые необходимо удов­летворить, в спонтанном рыночном порядке используются знания всех членов общества. Несмотря на противоречивость индивидуаль­ных целей экономических агентов, влияние спонтанного рыночно­го порядка благотворно, так как в рыночном процессе происходит взаимное приспособление индивидуальных планов этих агентов, а также гарантируется производство определенных товаров с более или менее оптимальными издержками.

Хайек полагает, что конкуренция на рынке — это нечто вроде безличного принуждения. Централизованное планирование он счи­тает неэффективным потому, что централизованная система не в состоянии переработать весь массив информации, децентрализо­ванно перерабатываемый рынком, так как информация о конкрет­ном месте, времени и образе действий носит мимолетный харак­тер, быстро теряет свое значение и искажается при передаче.

Ученого интересуют этические проблемы конкуренции и рын­ка, он убежден, что полной свободы конкуренции нет, однако ог­раничения накладываются не искусственными барьерами государ­ства, а общими правилами поведения, спонтанно формирующи­мися в ходе социокультурной эволюции (отказ от присвоения чу­жой собственности, выполнение обязательств и т.п.). Если эти пра­вила соблюдаются, то экономическая конкуренция "из борьбы всех против всех превращается в борьбу всех ради всех".

Много внимания Хайек уделяет процессу приспособления рын­ка к изменившимся обстоятельствам. Об изменениях на рынке люди узнают из рыночных цен. Цена поэтому выступает как средство пе­редачи нужной информации. Именно она позволяет каждому по­требителю приспосабливаться к изменившейся ситуации. "Целое действует как единый рынок не потому, что каждый из его членов способен обозреть все поле деятельности, — пишет Хайек, — но потому, что индивидуальное поле обзора каждого накладывается друг на друга так, что необходимая информация через многочисленных посредников передается всем". Смысл ценового механиз­ма, по мнению ученого, состоит в сообщении индивидуумам ин­формации о возрастании или понижении спроса на то, что они делают, в силу не зависящей от них причины. Цена диктует не столько, как действовать, сколько, что производить. Такой подход к рынку и цене, по сути, дал возможность современным экономи­стам разрабатывать проблемы экономики информации.