Смекни!
smekni.com

История экономических учений3 (стр. 5 из 60)

Начался второй период развития меркантилизма — период тор­гового балансирования, когда не государственное регулирование, а экономические методы были призваны на помощь молодой бур­жуазии. Практики и теоретики невольно обращались к производ­ству, вначале с чисто меркантилистскими целями. Если в стране нет серебряных и золотых рудников, рассуждали они, — это вовсе не значит, что нет иных способов обогащения, кроме захвата чу­жих территорий. Эффективный способ есть: надо производить как можно больше экспортного товара. Если больше экспортировать, а меньше импортировать, то разница будет сальдироваться деньга­ми, и деньги сами притекут в страну. Возникновение производ­ственного мотива в экономической мысли одновременно было и началом кризиса меркантилизма, для которого основная форма бо­гатства была воплощена в деньгах, получаемых в сфере обращения.

Впрочем, было бы ошибочным предположение, что экономис­ты той далекой эпохи не понимали значения производства. Даже в ранних меркантилистских трактатах(Антонио Серра) купец всегда соседствует с ремесленником, промышленником. Дело только в сме­не акцентов: поздние меркантилисты, не умаляя значения денег, больше надежд стали возлагать на производство.

Представителями этого "производственного" меркантилизма были в Западной ЕвропеТомас Мен (1571—1641) иНиколас Барбон (1640—1698), а в России — великий мыслительИван Тихонович Посошков (1652—1726). Меркантилисты широко пропагандировали трудовую этику вполне в духе христианской морали. Труд у них уже трактуется как один из источников богатства. В частности, Т.Мен в 1621 г. писал: "Труд делает некоторые страны, которые сами по себе бедны (природными ресурсами и драгоценными металлами. — Авт.), более богатыми и сильными с помощью других стран, кото­рые имеют больше возможностей, но менее трудолюбивы"14. А даль­ше Мен высказывается и вовсе "классически": "...Всем нам в це­лом и каждому в отдельности следует напрячь все силы ума и сооб­разительности, для того чтобы помочь увеличению естественного богатства страны с помощью труда и развития ремесел"15. Это выс­казывание — еще одно доказательство того, что общепринятое мне­ние о меркантилистах как идеологах исключительно торгового ка­питала не вполне верно. И подобных примеров не счесть. Аноним­ный автор в 1622 г. пишет без обиняков: "В превращении сырых материалов в промышленные изделия заключается такое огромное богатство и устойчивое накопление денежных средств, что это не поддается изображению... Полученное таким путем богатство пре­восходит золото, добытое из рудников"16.

Некоторые представители меркантилизма опережали достиже­ния современной экономической теории. Отметим в этой связи не­большой трактат Н.Барбона "Очерк о торговле" (1690). В противопо­ложность многим меркантилистам, обуреваемым "государственным восторгом", Барбон — явный сторонник свободы торговли, пол­ный оптимизма по поводу развития рыночных отношений. Поскольку товары воспроизводимы, постольку они неистощимы, считает он. "Имущество человека конечно, а запасы природы бесконечны и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не может и увеличиваться от бережливости, ни уменьшаться от растотельности"17. Острый взгляд практикующего бизнесмена и ученого позволил Барбону увидеть в стоимости товара многофакторное яв­ление. Он, с одной стороны, прекрасно понимает, что в стоимости надо искать трудовое содержание, и этим предвосхищает класси­ческое понимание экономических явлений18. С другой стороны, он осознает, что "стоимость всех товаров проистекает из их полезнос­ти. Бесполезные вещи не имеют никакой ценности, или, как гово­рят по-английски, они не хороши ни для чего"19.

Конечно, при желании можно обвинить Барбона в отсутствии монизма во взглядах. Но мы еще увидим далее, что ортодоксальный монизм может легко выродиться в схоластический догматизм. Ши­рота же взгляда всегда обеспечивает большее поле для дальнейших разработок. В данном случае может возникнуть подозрение, что Барбон путает стоимость с ценой. Но и это не так. Он видит то, чего не замечают многие современные экономисты: стоимость — это скры­тая от глаз потенция, цена же — актуализированная (выявленная и измеренная с помощью денег) стоимость20. Впрочем, "лучшим су­дьей ценности товаров является рынок, так как при стечении по­купателей и продавцов лучше всего узнается количество товаров и потребность в них. Вещи стоят как раз столько, за сколько их мож­но продать"21. Вряд ли тут найдутся серьезные аргументы для возра­жений. А ведь это написано задолго до А.Смита.

Особую роль Барбон отводит проценту. С помощью процента на капитал бизнесмены могут судить о своих реальных доходах и убытках. Фактически речь идет об альтернативных издержках и доходах. "Одно из использовании процента: по нему купец высчитывает прибыль или убыток, — пишет Барбон. — Купец ожидает благодаря торговле получить больше, чем проценты на свои товары... То, что купец получает сверх процентов, есть его доход, что ниже процентов — убыток, но если купец получает только проценты на свой товар, то это не доход и не убыток. Вторым использованием процентов явля­ется то, что они служат для вычисления стоимости земельной рен­ты, по ним устанавливают цену на землю при продаже и покупке... В зависимости от величины процентной ставки устанавливается цена земли в стране"22.

Справедливости ради отметим, что в духе меркантилистских традиций Барбон считал, что и ставку процента, и "стоимость де­нег" нужно устанавливать законом, — это обеспечит стабильность денежно-кредитной сферы. Если такие идеи сегодня выглядят сред­невековым анахронизмом, то вполне отвечает тенденциям постин­дустриального развития и современным представлениям о полез­ности благ следующая сентенция Барбона: полезность всех товаров заключается в том, чтобы удовлетворять нужды и потребности че­ловека. Существуют две главные потребности, с которыми человек родится, — это потребности тела и потребности духа. И если по­требности тела ограничены, то "потребности духа бесконечны"23.

Ярким представителем экономической науки периода разложе­ния меркантилизма и одним из основателей классической полит­экономии стал англичанинУильям Петти (1623—1687). Он автор многочисленных экономических трактатов, главный из которых "Трактат о налогах и сборах". Мы уже упоминали о том, что мне­ние, будто У.Петти первым определил стоимость через затрачен­ный труд, не вполне верно. Но это не умаляет значения трудов выдающегося ученого, который действительно впервые стал ис­кать законы экономической жизни, пытался объяснить "таинствен­ную природу" денег, налогов, ренты, процента, цены земли и дру­гих явлений. Именно это обстоятельство и делает его "отцом поли­тической экономии", ибо от эмпирического описания экономи­ческих явлений Петти переходил к теоретическому абстрагирова­нию, глубоко проникал в сущность экономической жизни. Врач по образованию, он считал общество "политическим" телом и искал закономерности его функционирования.

В своих исследованиях Петти впервые применил статистические методы. В книге "Политическая арифметика" он пишет: "Вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосход­ной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер... употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе"24.

Приведем здесь хрестоматийную выдержку из "Трактата о нало­гах и сборах", где Петти разъясняет сущность эквивалентного об­мена товаров исходя из затрат труда: "Если кто-нибудь может до­быть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию сереб­ра в то же самое время, в течение которого он способен произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого"25. Запомним, однако, что стоимость ("естественную цену") Петти трактует еще по-меркантилистски. Для него стоимость создается только трудом, затраченным на производство денежного металла, а деньги в обмене как бы наделяют стоимостными харак­теристиками все остальные товары26. Здесь заложены идеи, которые позже, в 70-х годах XIX в., будут реанимированы в виде концепции "вменения" стоимости.

Труды У.Петти и других экономистов XVII—XVIII вв. готовили революцию в политической экономии, осуществленную классиками. Смысл этой революции заключался в переходе от исследования сфе­ры обращения к исследованию сферы производства как источника ве­щественного и стоимостного богатства.

Своеобразно происходил переход к классическому учению во Франции. Здесь возникло учение физиократов, одним из основопо­ложников которого стал выдающийся экономист (впервые именно этим термином назвавший собственную профессию)Франсуа Кенэ (1694—1774). Он создал первую в истории экономическую школу в буквальном смысле этого слова, т.е. место, где собирались взрос­лые и даже высокопоставленные люди для обсуждения экономи­ческих вопросов. Будучи придворным врачом, Кенэ организовал свою школу в Версале. Это не помешало ему высказывать довольно радикальные идеи и свободно общаться с некоторыми деятелями, идеологически воздействовавшими на активных участников буду­щей Великой французской революции. Кстати, школу Кенэ посе­тил молодой А.Смит, который всю жизнь с уважением отзывался о физиократах, хотя и критиковал их.