Смекни!
smekni.com

История экономических учений3 (стр. 8 из 60)

Вообще, производительный труд и есть основной источник об­щественного богатства. Надо только понимать, что такое производительный труд. Смит создал первую в истории теорию производи­тельного труда применительно к капиталистической экономике. Если речь идет о товарном производстве вообще, утверждал Смит, то только тот труд, который создает "некоторую ценность" (или, в других переводах, "стоимость"), является производительным. Если же труд не создает стоимости (например, труд в домашнем хозяй­стве, результат которого потребляется самим производителем), то такой труд (для рыночного хозяйства!) является непроизводитель­ным34. В капиталистическом обществе ситуация усложняется факто­ром наемного труда. Каждый труд достоин уважения и должен оп­лачиваться. Однако если труд наемного работника обменивается на капитал (оборотный) и приносит прибыль капиталисту, то для капиталиста этот труд производителен. Если же труд обменивается на доход и не приносит прибыли (например, труд домашнего слу­ги), то такой труд не является производительным и ничего не при­бавляет к богатству общества.

Посмотрим, какие любопытные сентенции допускает этот "бур­жуазный" профессор в буржуазной стране: "Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой ценности... Например, государь со своими су­дебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представ­ляют собой непроизводительных работников. Они являются слуга­ми общества и содержатся на часть годового продукта деятельности остального населения... К тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий — священники, юристы, врачи, писа­тели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр."35 В интересную компанию попал государь, не правда ли? Конечно, со времен Адама Смита много воды утекло. Сейчас экономисты с должным уважением относятся к работни­кам сферы услуг, но пафос Смита тоже надо понять, ведь он жил и творил на заре индустриальной эпохи. И как хорош его знамени­тый афоризм: "Там, где преобладает капитал, господствует трудо­любие, где преобладает доход, там господствует леность"36.

Смит, таким образом, хорошо понимал и ценил вклад капитала в создание общественного богатства, но он не опускался до аполо­гии капитала и его персонифицированных носителей — капитали­стов. Он видел, как часто интересы капиталистической прибыли могут противоречить интересам общества. Уже современные Смиту крупные предприниматели стремились ограничить конкуренцию и установить монополию с целью извлечения сверхприбыли. И уче­ный прекрасно понимал, что обуздать такие стремления можно только с помощью государства37.

Невозможно и не нужно пересказывать все содержание книги Адама Смита — это все равно что пересказывать Евангелие. Такие книги надо читать. С позиций сегодняшних знаний в "Исследова­нии о природе и причинах богатства народов" можно найти много наивностей и даже ошибок. Но у гения и ошибки гениальны. В час­тности, давно уже дискутируется вопрос о "догме Смита". Смит иногда смешивал товарное производство вообще с капиталисти­ческим товарным производством, и это приводило его к неверным выводам. Если рассматривать рыночное поведение простого това­ропроизводителя, то обнаружим, что стоимость товара, реализуе­мого этим производителем на рынке, равна его выручке, т.е. вало­вому доходу. Формально перенеся это понимание на капиталисти­ческое общество, Смит предположил, что и при капитализме сум­ма доходов должна равняться сумме стоимостей товаров. Иначе го­воря, если сложить заработную плату, прибыль и ренту, то полу­чим стоимость товара. Здесь явно не хватает еще одного компонента стоимости — перенесенной стоимости средств производства. В этом пункте Смит сам себе закрыл дорогу к анализу воспроизводственно­го процесса как на микро-, так и на макроуровне. И хотя здесь явная ошибка, напомним, что современная статистика именно по сумме доходов считает величину ВНП, т.е. "почти по Смиту38.

Но ошибки нисколько не умаляют ценности учения Смита.Темболее что они были очень скоро исправлены его гениальным пос­ледователем Давидом Рикардо. Главное в содержании труда Смита составляет то, что в научной лексике XX в. называется "системным подходом". Труд Адама Смита — это первая попытка системного анализа рыночной экономики, осуществленная выдающимся фи­лософом.

4. Давид Рикардо и его теория распределения. Мальтус contra Рикардо

Давид Рикардо (1772—1823) был не только выдающимся теоре­тиком, но и прекрасным практиком капиталистического бизнеса. Современники называли его гением Сити. Не имея специального образования, он смог создать труд, который навсегда вошел в ис­торию экономической мысли. В 1817 г. была опубликована книга ''Начала политическое экономии и налогового обложения". В ней автор продолжил дело Смита, сразу же исправив его ошибку, как уже было сказано.

Необходимость учета в стоимости товара, а тем более в издерж­ках производства затрат средств производства Рикардо показал без особых теоретических сложностей. Он даже назвал третий отдел своей книги так: "На стоимость товаров влияет не только труд, применяемый непосредственно к ним, но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду"39. В то же время, в отличие от Смита, Рикардо высказывался за безуслов­ное признание затрат труда единственным источником стоимости товара. "Стоимость товара или количество какого-либо другого то­вара, на которое он обменивается, — писал Рикардо, — зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его про­изводства, а не от большего или меньшего вознаграждения, кото­рое уплачивается за этот труд"40. На первый взгляд автор противо­речит себе. Но это противоречие снимается тем, что в использован­ных средствах производства Рикардо видит воплощение прошлого труда, к которому живым трудом работника добавляется новая сто­имость. В результате стоимость имеет исключительно трудовое про­исхождение.

Предметом своего исследования Рикардо назвал законы распре­деления доходов в обществе. Его интересовал не столько способ производства стоимости и ее составных частей, сколько способ распределения между различными классами прибыли, ренты, про­цента и заработной платы. Анализируя процесс распределения, Рикардо получил основательные представления об анатомии и фи­зиологии капиталистического общества и обнаружил в нем неразре­шимые антагонистические противоречия, что позволило его после­дователям сделать из его учения выводы социалистического толка. Не зря произведения этого экономиста импонировали К.Марксу.

Для Рикардо, который, как и Смит, считал труд товаром, про­даваемым рабочими, прибыль есть вычет из продукта труда рабоче­го. Но стоимость заработной платы и прибыли создается трудом исключительно рабочих. Отсюда ясно, что, являясь частями вновь созданной стоимости, заработная плата и прибыль вступают во вза­имное противоречие в процессе распределения. Стоимость товара представляет собой не что иное, как воплощенный в товаре труд. Она создается в процессе труда, и если в процессе распределения изменяется соотношение между зарплатой и прибылью, это уже не должно влиять на саму стоимость и цену товара: "Все, что увеличи­вает заработную плату, необходимо уменьшает прибыль"41 — и на­оборот.

Может сложиться впечатление, что Рикардо, исследуя противо­речия капиталистического хозяйства, исходит из интересов рабо­чих. Напротив, главная его забота — это капиталистическая пред­принимательская прибыль. Рикардо даже использовал аргумента­цию своего идейного противника (но личного друга) Томаса Ро­берта Мальтуса42, пытаясь доказать, что заработная плата рабочих объективно не может быть высокой. Суть аргументов сводится к следующему: рабочие не могут регулировать деторождение; когда зарплата повышается, начинает неумеренно расти их численность за счет рождения большого количества детей; предложение рабо­чей силы растет, цена на нее падает до уровня жизненного мини­мума. Отсюда следует вывод, что высокая зарплата бессмысленна. Рикардо также выступал против излишней благотворительности к рабочим, считая, что законы о бедных снижают стимулы к труду и поощряют иждивенческие настроения. "Не подлежит никакому со­мнению, — писал он, — что комфорт и благосостояние бедных не могут быть постоянно обеспечены, если вследствие их собственных стараний или некоторых усилий со стороны законодательства не будет урегулировано возрастание их численности и ранние непре­дусмотрительные браки не станут менее частыми в их среде. Дей­ствие системы законов о бедных было прямо противоположное. Они делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, пред­лагая им часть заработной платы благоразумных и трудолюбивых"43.

Схема2. Претенденты на прибыль по Рикардо

Проследим за логикой Рикардо (схема 2). Надо оградить пред­принимательскую прибыль от притязаний рабочих, получающих зарплату, от государства, взимающего налоги, от землевладельцев, присваивающих рентный доход, и даже от банкиров, получающих процент (последнее положение у Рикардо выражено неявно). Если прибыль будет высокой, увеличится и норма накопления. Значит, появятся и большие возможности для частных инвестиций, расши­рится производственная база. На работу будут приняты новые отря­ды рабочих. А поскольку всякое общественное богатство создается трудом, постольку при росте числа занятых возрастает и обществен­ное богатство. Отсюда вывод: богатство общества тождественно бо­гатству промышленной буржуазии. Оставьте промышленников в покое, дайте им безбрежную свободу для обогащения, и вы полу­чите процветающее общество. Ничто не способствует в такой сте­пени процветанию и счастью страны, как высокая прибыль — это утверждение встречается в нескольких работах Рикардо.