2. Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем мирового хозяйства высоким уровнем экономического развития. По производству ВВП на душу населения, подсчитанного на основе валютных курсов, они в 5,4 раза превышают среднемировой уровень (при подсчете по паритету покупательской способности (ППС) — 3,8 раза). За последние десятилетия разрыв в этих показателях не сократился, а увеличился (1962 г. — в 3,6 раза). Данные различия в уровнях экономического развития не являются выражением только особых условий второй половины XX в. Это результат длительного социально-экономического и исторического развития.
Определяющая роль производства — получение прибыли побуждает повышать производительность труда, вводить новую технику. Машинное производство вело к удешевлению продукции. Так, в Британии в середине XIX в. один рабочий в крупной механизированной прядильне вырабатывал столько же пряжи, сколько 180 прядильщиков 100 лет назад. Резкое удешевление продукции расширяло рынки сбыта, дешевые товары легко вытесняли более дорогие изделия других стран. В конкурентной борьбе побеждали те, на чьих предприятиях производилось большее количество товаров с меньшей индивидуальной стоимостью, а это вело к расширению производства.
Помимо социально-экономических преимуществ западные страны, как отмечалось, укрепляли свое экономическое положение в мире за счет войн, колониальных захватов, широкого использования работорговли, пиратства.
3. Буржуазные революции преобразовали все сферы жизни западных стран. Беспрецедентные изменения произошли в социальной структуре общества. Классовые отношения стали профилировать социальную структуру общества, хотя непрерывно меняющееся экономическое и социальное положение многих групп и прослоек населения смазывает четкую картину классового деления.
Раньше господствовали социально-иерархические принципы фиксации социальной позиции человека. Личный статус задавался в момент его рождения. Жесткое членение закреплялось государственными установлениями и освещалось религиозными нормами. Сословно-иерархический принцип приобретения статуса по принадлежности вступал в противоречие с потребностями рыночной экономики и был упразднен в ходе буржуазных революций. Класс всегда оставляет свободным переход отдельных личностей из одного социального состояния в другое [5,с.344].
В отличие от всех других социальных общностей класс представляет собой не социально-политическую и социально-психологическую, а социально-экономическую общность людей. Исходным моментом классового деления является отношение людей к собственности на средства производства, так как распределение средств производства предшествует всякому производству и образует его предпосылку. Классы отличаются по роли в общественной организации труда и, следовательно, по способам получения и распределения той доли общественного богатства, которым они располагают. Доход выступает как один из признаков класса, когда накопление трудовых и нетрудовых доходов открывает доступ к контролю над средствами производства.
Кроме классов в обществе имеется много других общественных групп и слоев. Группы и прослойки населения, наделенные признаками двух смежных классов, не могут быть отнесены ни к одному классу с полной определенностью. Промежуточные слои разнородны. Значительную группу среди них составляют интеллигенция, занимающаяся интеллектуально профессиональной деятельностью высокого уровня, и крестьянство.
Рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия, расположенные между ними промежуточные слои — таковы основные элементы классовой структуры развитых стран. При определении классовой принадлежности тех или иных групп населения обычно отмечаются многочисленные отклонения. Выделяют к средний класс, в который включают главным образом профессиональных и технических специалистов.
4. В ходе общественно-исторического развития в XVI—XVIII вв. в западных странах сложилось гражданское общество как совокупность форм социальной организации, распространяющихся на все общество и на его крупные составные части. Оно представляет собой совокупность самодеятельных организаций, связывающих все общество по горизонтали. Эти организации независимых государств нередко противостоят ему. Они обеспечивают гражданам возможность самореализации и защиты своих прав [5,с.345].
Гражданское общество возникло в результате преодоления общинного типа взаимоотношений (родство, соседство, обычаи, традиции), когда на смену ему пришел вещный тип отношений людей. Связанность людей с социальной группой, без которой они не могли бы выжить, обычаями, обязательными для всех нормами, которые предписывали каждому человеку одну из ролей, принадлежащих к весьма ограниченному набору, разрушилась. При этом происходило обособление индивида в обществе. Начиная с XVIII в. «различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необходимость» (К. Маркс). Человек при таком стереотипе стал выступать сам по себе, а не как ячейка общества.
На уровне индивида происходило облегчение условий социального продвижения, расширение социальной мобильности. В политической области формировались организации, построенные на демократической базе и ведущие борьбу на основе осознанных классовых, профессиональных и других интересов.
Таким образом, в итоге отметим, что развитые капиталистические страны характеризуются трехслойной общественной структурой, в основе которой находится всеохватывающая товарно-капиталистическая экономика. Политическую надстройку составляют государственные институты представительной демократии, а между ними существует структура самодеятельной организации добровольного членства. Они связаны с государством прежде всего через политические партии. Государство в буржуазном обществе реализует политическое господство ведущего класса, а институты гражданского общества — его идейное и нравственное руководство.
Развитые капиталистические страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой [5,с.346].
1.3. Направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран
Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств развитых стран (РС) - их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство РС в мировом производстве непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств РС, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику.
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Их экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) после Второй мировой войны достигала впечатляющих показателей: у крупных стран (Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) она составляла около 25%, у малых развитых стран Западной Европы — близка к 40—50%. Экспортная квота США формально составляла около 10%. Крупнейшими в мире экспортерами и импортерами в последние три десятилетия неизменно выступают США, Германия (до объединения — ее западные земли) и Япония.
Среди различных видов услуг в наибольшей степени традиционно вовлечены в мирохозяйственный оборот транспортные и туристические услуги, а в последние два десятилетия — в растущей мере новые виды услуг, связанные с современным этапом научно-технической революции: информационные, консалтинговые, инжиниринговые.
Внешнеторговый режим РС характеризуется наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик [3,с.437].
Развитые страны доминируют и в области миграции (экспорта и импорта) капитала. При этом первостепенную роль играет их превалирующее положение в сфере прямых инвестиций (в отличие от портфельных инвестиций они обеспечивают не только дивиденд, но и управленческий контроль над инвестиционным объектом за рубежом), которые непосредственно содействуют росту и совершенствованию производства, продвижению научно-технического прогресса, поскольку они сопряжены с передачей соответствующих технологий и ноу-хау.
Развитые страны являются не только главными экспортерами капитала в форме прямых инвестиций в мире, но и их импортерами 438с.. Главным субъектом экспорта и импорта капитала выступают транснациональные корпорации (ТНК), имеющие местом своего происхождения и основного базирования прежде всего РС. На основе экспансии ТНК в форме прямых инвестиций РС создали за рубежом мощные «вторые экономики».
В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится и на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию) [3, с.440].
Из рассмотренных выше процессов закономерно вытекает и доминирующая роль РС в сфере международных валютно-расчетных отношений, в том числе в соответствующих международных организациях, прежде всего в МВФ и Всемирном банке [4, с.280].