Смекни!
smekni.com

Анализ преступлений против мира (стр. 6 из 13)

С середины июня до начала сентября 1940 г. в восточные районы, ближе к советским границам, было переброшено 36 дивизий.

Немецкие дивизии, полностью укомплектованные и оснащенные современным вооружением, получили хороший опыт боёв в Европе: Норвегия была оккупирована за 63 дня, Франция - за44,Польша - за 35,Бельгия за 19,Голландия - за 5,Дания - за 1 день.

Итогом подготовки агрессии Германии против СССР стало сосредоточение на советско-германской границе большей части её сил, вооружения и боевой техники - до 5,5 млн. солдат и офицеров Германии, стран-сателлитов и союзников.190 дивизий развернулись на всём протяжении от Баренцева до Черного моря. Их должны были поддерживать с воздуха четыре из пяти немецких воздушных флотов.

Согласно плану "Барбаросса" немецко-фашистские войска, готовившиеся к наступлению, составляли три группы армий:"Север","Центр" и "Юг",перед каждой из которых стояли свои особые задачи.

Группа армий "Север" наступала из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море.

Группа армий "Центр", наиболее оснащенная из всех, трех, должна была нанести мощные удары на флангах советских войск, сконцентрированных в районе Белостока, соединиться в районе Минска и продолжить наступление через Смоленск на Москву.

Группа армий "Юг", уничтожив силы Красной Армии в Западной Украине и к западу от Днепра, должна была захватить Киев и продолжить наступление на Харьков, Донбасс и Крым.

В решениях Нюрнбергского трибунала указанные действия нацистского руководства были признаны именно как подготовка агрессивной войны против Польши, СССР и ещё десяти государств.

Развязывание агрессивной войны представляет собой начало конкретных действий по её ведению, как с объявлением начала войны, так и без такового.

По утверждению Н.Ф.Кузнецовой, развязывание агрессивной войны представляет собой акт агрессии, который (или которые) предшествуют полномасштабному ведению агрессивной войны, как то: дипломатические демарши с агрессивными целями, разведка боем, захват судов и тому подобные "акты агрессивного поведения".15

О.В.Малахова делает уточнение:"Любой акт развязывания агрессивной войны должен ставить целью её дальнейшее ведение, а не быть просто актом спорадического агрессивного применения военной силы против другого государства (государств) ". 16

Как развязывание агрессивной войны квалифицированы в решениях Нюрнбергского трибунала аншлюс Австрии и вторжение в Чехословакию. Вторжение в Австрию началось 12 марта 1938 г. и, уже, 13 марта Гитлер провозгласил себя главой австрийского государства и взял на себя командование вооруженными силами Австрии. Законом от того же числа Австрия была присоединена к Германии.

21 апреля 1938 г. Гитлером было вынесено решение напасть на Чехословакию не позднее 1 октября 1938 г. С этого времени нацистские военачальники начали подготовку подробных и точных военных планов, предназначенных для нападения в любой возможный момент и рассчитанных на преодоление чехословацкого сопротивления в течении четырёх дней. В течении этого периода немецкое руководство использовало силы своей дипломатической службы для обострения ситуации, связанной с вопросами национальных меньшинств Чехословакии в Судетской области. После угроз войной со стороны Германии Англия и Франция 29 сентября 1938 г. в Мюнхене заключили соглашение с Германией и Италией, предусматривающее уступку Судетской области Германии. От Чехословакии потребовали согласиться с этим 1 октября 1938 г. немецкие войска оккупировали Судетскую область, а 15 марта 1939 г. был отдан приказ Гитлера о захвате части Чехословакии, которая не была уступлена Германии по Мюнхенскому соглашению.

Также в приговоре НЮРНБЕРГСКОГО трибунала как развязывание агрессивных войн против "всего мира" квалифицированы следующие действия руководства фашистской Германии: приказом от 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу (в нарушение условий пакта Бриана-Келлога 1928 г. - Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики), после полного поражения Польши немецкие агрессоры вторглись в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 г., в Югославию и Грецию 6 апреля 1941 г. Все эти вторжения были запланированными актами, что доказала сторона обвинения трибуналу.

Наконец, 22 июня 1941 г. гитлеровские войска, вероломно нарушив пакт о ненападении между Германией и ССОР, без объявления войны напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну. Фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну военную мощь 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, до 200 кораблей. 17

Ведение агрессивной войны выражается в полно- и широкомасштабной агрессии против другого государства, в виде наступления, нападения, вторжения на его территорию с целью захвата или иными агрессивными целями.

Как говорилось выше, это самостоятельный состав ст.353 УК РФ. А.В. Наумов представляет ч.2 ст. З5З УК квалифицированным составом объективной стороны ч.1 ст.353 УК. Кроме него такого мнения придерживаются Г.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров. Если придерживаться теории уголовного права 18(квалифицированный состав - это состав с отягчающими основной состав обстоятельствами), то для вменения ст.353 в части 2 необходимо установить наличие какого-либо из деяний, предусмотренных в ч 1 ст.353 УК. То есть, субъекты, ведущие агрессивную войну, могут подлежать ответственности, если они совершили хотя бы одно из деяний - планирование, подготовку или развязывание войны. Следовательно, лица, не причастные к вышеуказанным действиям, не могут нести уголовную ответственность за непосредственное ведение военных действий. Такой вывод является не только противоречащим ч.2 ст.33 Римского Статута (в отношении того, что для простого исполнителя приказ о совершении любого преступления против человечности всегда расценивается как явно незаконный), но и противоречащим принципу индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессивной войны, закреплённого в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Юридически акт агрессии констатируется вне зависимости от официального объявления войны другому государству. В обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала говорилось, что "все обвиняемые и различные другие лица" в течении ряда, лет участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.

Войны, упоминаемые в формуле обвинения в разделе втором обвинительного заключения, и даты их начала следующие: против Польши -1 сентября 1939г.,против Соединенного Королевства и Франции -3 сентября 1939 г., против Дании и Норвегии - 9 апреля 1940 г., против Бельгии, Нидерландов ,Люксембурга - 10 мал 1940 г., против Югославии и Греции - 6 апреля 1941 г., против СССР - 22 июня 1941 г против США - 11 декабря 1941 г.

В период ведения агрессии на территории СССР фашистами было уничтожено, по консолидированным оценкам историков,27 000 000 человек.

Совершение геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности в ходе ведения агрессивной войны должны получать самостоятельную правовую оценку - т.е. содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

2.1.3 Субъективные признаки преступления агрессии

Многие российские правоведы к субъектам преступлений, предусмотренных ч.1,2 ст.353 УК РФ, относят лиц:

а) "занимающие государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, дающую реальную возможность в силу предоставленных законом полномочий планировать агрессивную войну, принимать решения и осуществлять подготовку или развязывание войны" (Г.В. Матусевич), 19

б) "занимающих в результате выборов или по назначению государственные должности государственной службы Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование и решение вопросов военного характера";20

в) "занимающих высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации"(А.В.Наумов). 21

Такая позиция, об ответственности по ст.353 УК РФ специального субъекта, закреплённая даже в официальном комментарии к УК РФ под редакцией Генерального прокурора и Председателя Верховного суда России, вызывает у меня некоторые возражения.

Примерно по такому пути пошла защита главных нацистских преступников на Нюрнбергском процессе, когда доказывала их невиновность в планировании, подготовке и развязывании войн против европейских государств и Советского Союза. Адвокаты настаивали на том, что высшие партийные, военные деятели и министры, будучи простыми исполнителями приказов и планов единственного злого гения - фюрера, не могут нести ответственность за его преступные замыслы, приведенные в действие под условием присяги солдата.

Такая позиция противоречит не только ст.8 Устава Нюрнбергского трибунала, которая устанавливает что:"тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности...",но и позднейшим решениям международных трибуналов, созданных для суда над военными преступниками :пне может получить освобождение от ответственности тот, кто нарушает законы войны, на. том основании, что он действовал в осуществлении власти государства, если это государство, уполномочивая его на совершение определённых действий выходит за., пределы своей компетенции по международному праву".22

Конечно, сложные расчеты и мероприятия по планированию агрессивной войны государства с учетом аналитических данных по всем отраслям экономики, с учетом анализа геополитической обстановки, под силу, в первую очередь, руководителям государства. Но где гарантии того, что члены какого-нибудь нового ГКЧП не смогут развязать войну против стран-участниц НАТО?