Смекни!
smekni.com

Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта (стр. 2 из 16)

Существуют три внешних источника угрозы такому функционированию. Первый – это неблагоприятная для предприятия экономическая политика государства. Ма­нипуляции последнего в целях регулирования экономики учетной ставкой, валютным курсом, ставками таможенно­го тарифа, налогов и т. д. могут в ряде случаев противоре­чить производственной, коммерческой и финансовой по­литике предприятия. Реальную опасность для предприя­тия также представляют административные гонения на рынок, насильственное сужение сферы товарно-денеж­ных отношений, нарушения со стороны государственных органов законов, регламентирующих предприниматель­скую деятельность, превышения ими установленной ком­петенции во взаимоотношениях с предприятием, необос­нованное вмешательство в его производственную финан­совую и коммерческую деятельность, различные формы посягательства на собственность предприятия и т. п.

При выходе на внешние рынки предприятие может подвергнуться негативному воздействию в результате не­благоприятной экономической политики иностранных государств. Серьезную угрозу для развития предприятия могут представлять политически мотивируемые действия по свертыванию или ограничению экономических связей. Экономические санкции ведут к взаимному недоверию и, подрывая материальную основу взаимоотношений, дес­табилизируют безопасность в области экономики не толь­ко на межгосударственном уровне.

Вторым источником внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия являются действия иных хозяй­ствующих субъектов. Прежде всего, речь идет о недобросо­вестной конкуренции, к действиям которой относятся:

- нарушения прав конкурентов на промышленную собственность (систематическое скрытое использование наименований конкурента, несанкционированное вос­производство продукции конкурента, раскрытие секретов торговли и производства конкурента, промышленный шпионаж);

- подрыв репутации конкурента (распространение ложных сведений, дискредитирующих предприятие, про­дукцию, торговую деятельность конкурента; сравнитель­ная, мошенническая и обманная реклама);

- дезорганизация производства конкурентов путем сманивания и подкупа их рабочих и служащих для завла­дения секретами торговли и производства;

- прочие недобросовестные действия (дискримина­ция конкурентов, бойкот, демпинг).

Недобросовестную конкуренцию дополняют протек­ционистские барьеры на государственном уровне. В данном случае речь идет об ограничительной деловой практике (ОДП). ОДП[2] – это совокупность приемов монополисти­ческого давления на партнеров в торговле и потребителей, применяемых для захвата, удержания и реализации господ­ствующего положения на рынках на основе ограничения конкуренции. Негласный характер барьеров, устанавливае­мых с помощью ОДП непосредственными участниками торгового оборота, делает их особенно опасными, так как они подрывают действующие деловые отношения.

Российские предприятия при выходе на внешние рын­ки с уже сложившимися там монополистическими струк­турами попадают в категорию аутсайдеров ОДП в наи­большей степени. Причем в условиях жесткого давления на рынках с повышенным уровнем монополизации в самом неблагоприятном положении оказываются новые экспор­теры промышленной продукции. В зависимости от субъекта выделяют две основные раз­новидности ОДП – индивидуальную и групповую. В пер­вом случае субъектом ОДП выступает отдельная фирма, во втором – международные и национальные союзы пред­принимателей.

Применение ОДП против российских экспортеров и импортеров на индивидуальной основе обусловлено моно­польным положением ее субъектов на ряде отраслевых рынков. В частности, западные корпорации нередко стре­мятся привязать российских импортеров и экспортеров к монопольным источникам снабжения или каналам сбыта и установить на этой основе дискриминационные цены. При этом ценовая ограничительная практика может иметь место не только в чисто торговых сделках, но и при ис­пользовании различных форм коммерческого сотрудниче­ства, например, на товары производственной кооперации база в виде мировой цены отсутствует. Поэтому западные партнеры могут неоправданно завышать цены на свои по­ставки и занижать на ответные.

Противодействовать деструктивным приемам запад­ных партнеров российское предприятие может, исполь­зуя различные методы конъюнктурной и коммерческой работы. Например, в результате систематического изуче­ния фирменной структуры соответствующих рынков, тщательного анализа цен с использованием предложения возможно более широкого круга конкурирующих постав­щиков (покупателей), развития деловых связей с аутсай­дерами, в том числе со средними и мелкими, налажива­ния новых каналов сбыта (закупок).

Но противодействие ОДП с помощью испытанных ме­тодов не всегда может дать желаемые результаты. По не зависящим от российского предприятия причинам – из-за чрезвычайно высокой степени монополизации товарного рынка, доминирования корпорации с транснациональны­ми структурами и т. п.

Предприятие может избежать ОДП против него как на этапе заключения соглашения, так и в процессе его ре­ализации, если фирма-партнер является членом промыш­ленного или коммерческого союза и изучена проводимая последним политика. Однако установление факта участия западной фирмы в том или ином объединении, а также оп­ределение его политики практически невозможно, если данное объединение является неформализованным. По­этому ОДП неформализованных союзов особенно опасна для российских предприятий. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых нетрадиционных для российских организаций форм противодействия ОДП за­падных конкурентов.

Наиболее перспективно в этой области значительно более широкое использование правовых инструментов, как на национальном, так и на международном уровне. Опре­деленные возможности для борьбы с ОДП на зарубежных рынках представляет антитрестовское или антимонополь­ное законодательство, специально направленное на пре­сечение рыночных злоупотреблений монополистических предприятий. Кроме этого, существуют международные нормативы, разработанные по линии ООН и других уч­реждений, касающиеся ОДП.

Избежать индивидуальное ОДП российское предпри­ятие может, например, путем перемещения сделок с одних фирм или рынков на другие. Однако сделать это значи­тельно сложнее, если ограничительная практика осуще­ствляется на коллективной основе. К наиболее распрост­раненным приемам группового ОДП относится разделе­ние рынков и согласование цен.

Третий внешний источник угроз – кризисные явления в мировой экономике. Они «переливаются» из страны в страну через каналы внешних экономических связей. Пос­ледовательная интеграция России в мировую экономику порождает зависимость российских коммерческих пред­приятий от происходящих в мире экономических процес­сов (структурная перестройка, падение цен спроса и цен на энергоносители и др.). По мере втягивания националь­ной экономики в мировой воспроизводственный процесс усиливается ее подверженность влиянию внешних факто­ров. Таким образом, в стремлении к прибыльной деятель­ности современное предприятие, обеспечивая собствен­ную безопасность, должно уделять неослабное внимание динамике спроса, политике правительства и центральных банков, отношениям с соперниками, тенденциям научно-технического прогресса, мировой политике и междуна­родной хозяйственной конъюнктуре и т. д.

Если с учетом данной позиции характеризовать совре­менную обстановку в России, то она прежде всего опреде­ляется устойчивой по своим темпам криминализацией об­щества и небывалым ростом уголовного терроризма, кото­рый все чаще приобретает политическую окраску. При этом национальная экономика и в том числе российский частный бизнес несут огромные потери.

Чтобы дать полную картину обстановки в российской национальной экономике, следует учитывать такие осо­бенности нашего рынка, как: структурное деформирование национального хо­зяйства; размах промышленного и коммерческого шпиона­жа (со стороны различных структур, использующих мето­ды агентурного и технического проникновения к коммер­ческой тайне); отсутствие единой стратегии обеспечения безопас­ности предпринимательских структур; отсутствие цивилизованных юридичес­ких гарантий для реализации коммерческих интересов предпринимателя.

Говоря о внутренних угрозах, следует подчеркнуть, что наиболее широкое распространение в российской дей­ствительности получили кражи, грабежи, разбои, мошен­ничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребле­ние служебным положением, должностной подлог, а так­же различные формы недобросовестной конкуренции и такие особо опасные формы, как заказные убийства и зах­ват заложников.

Здесь же следует упомянуть и о таких особенностях российской экономики, как: низкая капитализация финансовой системы; высокая степень монополизации экономики; высокая импортная зависимость и замкнутость эк­спорта на сырье; избыточность таможенных ограничений; низкая производительность труда.

Несколько слов следует сказать и о механизме конку­ренции, особенно той, которая противоречит честной промышленной и торговой практике. Кстати, так называ­емая недобросовестная конкуренция разными источника­ми трактуется по-разному. Так, например, согласно международно-правовым нормам различаются три вида недобросовестной конку­ренции: во-первых, когда коммерческую деятельность одной фирмы стараются выдать потребителю за деятельность другой; во-вторых, дискредитация коммерческой деятельнос­ти конкурента с помощью распространения ложной ин­формации; в-третьих, неправомерное использование в коммерчес­кой деятельности обозначений, вводящих потребителя в заблуждение.