АЛ. Иванов обоснованно сделал вывод о том, что арендатор вправе истребовать от арендодателя «передачи принадлежностей (документов) и (или) возмещения убытков»[46], а требование о расторжении договора в данном случае не могут быть заявлены. Расторжение допускается только в ситуации, когда использовать вещь без принадлежностей невозможно, затруднительно либо неэффективно. При этом арендатор вправе взыскать и причиненные убытки.
Основное назначение принадлежности - «обслуживать главную вещь, выполняя функции по сохранению формы и технического состояния последней, устранению в ней конструктивных недостатков, регулировке, созданию повышенной комфортности и др.»[47].
В связи с этим принадлежность следует отличать от составных (комплектующих) частей вещи, а также от запасных частей главной вещи.
Под составными частями обычно понимают такие детали вещи, «которые связаны с ней конструктивно независимо от того, что главная вещь может функционировать и без этих деталей». Запасные части представляют собой аналоги составных частей вещи и предназначены для замены в случае их выхода из строя. Предоставление запасных частей вещи производится только если это оговорено в договоре или нормативном акте, в то время как комплектующие должны в обязательном порядке быть переданы арендодателем арендатору в составе взятого внаем имущества. В противном случае считается, что вещь предоставлена с недостатками.
Предоставление имущества должно производиться в срок, указанный в договоре аренды, а если этот срок не указан, то в разумный срок (п. 3 ст. 611 ГК РФ). Под разумным сроком понимается реально выполнимый срок. К примеру, если для договора бытового проката передача вещи может иметь место практически сразу за заключением договора, то для хозяйственного проката при необходимости получать согласованное имущество со склада арендодателя срок увеличивается на время оформления вещи.
Однако в некоторых ситуациях это правило не может быть применено в договоре аренды. В частности, это происходит в случае перехода права собственности на арендуемую вещь от арендодателя к третьему лицу. Несмотря на правило ст. 617 ГК РФ, гласящее, что переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды, в ст. 398 ГК РФ установлено, что право отобрания «отпадает, если вещь передана третьему лицу, имеющему право собственности». У арендатора остается лишь право требования возмещения убытков.
Определение места передачи вещи подчиняется требованиям ст. 316 Гражданского кодекса РФ «Место исполнения обязательства»: она осуществляется в месте, определенном правовыми актами, или согласованном сторонами, или явствующим из обычаев делового оборота. Если место предоставления не определено, то передача недвижимого имущества будет производиться в месте нахождения недвижимого имущества, Для движимого имущества будет играть роль, выступает ли арендодатель в качестве предпринимателя или нет. В первом случае передача будет осуществляться в месте изготовления или хранения имущества, а во втором - по месту жительства (месту нахождения) должника.
В соответствии со ст. 613 ГК РФ арендодатель при заключении договора обязательно должен уведомить арендатора о наличии прав третьих лиц на передаваемую в наем вещь.
В определенных случаях на арендодателя возлагается обязанность по проведению текущего ремонта и содержанию сданного внаем имущества. Это касается, прежде всего, случаев аренды транспортных средств с экипажем. Но и в этом случае не затрагиваются вопросы оплаты расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортных средств, которые лежат на арендаторе.
Как правило, именно арендодатель должен производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества.
Такой ремонт состоит «в замене и восстановлении основных составных частей, элементов вещи в связи с их износом или разрушением»[48] и имеет целью сохранение целостности вещи и ее стоимости. Нормативное определение можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 14.07.1995 № 101 «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов и инструкции по ее заполнению»: «Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта с периодичностью свыше одного года, при котором, как правило, производятся полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, ремонт базовых и других деталей и узлов, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производятся смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов»[49].
Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на арендодателя в п. 1 ст. 616 ГК РФ. Это общее правило может быть изменено нормативными актами или соглашением сторон. В частности, в Гражданском кодексе РФ для ряда договоров аренды установлена обязательность по проведению капитального ремонта не арендодателем, а арендатором. Это, к примеру, аренда транспортных средств без экипажа и аренде предприятия.
При аренде объектов, относимых к основным средствам, в хозяйственной деятельности капитальный ремонт проводится, в основном, за счет амортизационных отчислений от стоимости имущества. Капитальный ремонт может производиться и за счет дополнительных средств, превышающих размер амортизационных отчислений.
Капитальный ремонт бывает комплексным, когда он затрагивает объект в целом, и выборочным, когда ремонтируются отдельные конструктивные элементы, части объекта[50].
Проведение капитального ремонта может быть плановым, заранее установленным соглашением сторон или обязательными для них правилами, и аварийным, вызванным неотложной необходимостью.
Перечень работ, относимых к капитальным, определяется в отношении различных объектов с учетом существующей нормативно-технической документации, как правило, по соглашению сторон. Последнее необходимо в силу ряда причин.
1. Ремонту, в том числе капитальному, подлежат только рукотворные объекты, то есть созданные человеком. Не каждый объект аренды подлежит капитальному ремонту. Например, в отношении животных, природных объектов не применяется понятие ремонт, а используется понятия «лечение», «восстановительные, хозяйственные, мелиоративные работы».
2. Ремонт некоторых объектов в технической документации именуется как профилактический, аварийный, восстановительный и др.[51], так что установить, является ли он капитальным или нет сразу невозможно.
3. Даже в отношении объектов, достаточно полно урегулированных в плане проведения ремонтов, разработанных и изученных (в частности, здания и сооружения), имеются проблемы в применении на практике имеющихся правил, что связанно с быстро протекающим старением технических, производственных требований.
В связи с этим в спорных случаях возможно передать рассмотрение вопроса в соответствующий суд[52].
Сказанное выше, по мнению автора, говорит о настоятельной необходимости для сторон договора аренды не только согласовать распределение бремени ведения капитального ремонта, но и определить конкретный перечень этих работ.
Тесно связана с перечисленными обязанность арендодателя по возмещению расходов арендатора по улучшению имущества. Под улучшением нанятого имущества понимают «произведенные арендатором изменения в его состоянии, которые влекут повышение его производственно-экономического потенциала или стоимости»[53]. При этом речь идет именно об улучшении, то есть о дополнительном увеличении основных характеристик объекта аренды, а не о восстановлении состояния имущества, как при ремонте.
Ст. 623 ГК РФ предусмотрено возмещение арендодателем расходов на улучшение при наличии трех условий:
1) арендатор произвел неотделимые улучшения, то есть такие усовершенствования, изъятие которых без ущерба для арендованного имущества при его возврате арендодателю невозможно. Ущерб может выражаться как в физическом повреждении имущества, так и в лишении его возможности эксплуатировать по назначению;
2) произведенные улучшения осуществлялись с согласия арендодателя. Это соглашение может быть прямо выражено в договоре, либо дано арендодателем позже. В таком согласии должны быть указаны объем и характер допускаемых улучшений, в противном случае можно предполагать, что разрешены любые улучшения, не меняющие назначение арендованного имущества.
Возмещение улучшений, произведенных без согласия арендодателя возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе. К примеру, без его согласия арендатор вправе вносить изменения в состав арендованного имущественного комплекса, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающее его стоимость (ч. 2 ст. 660 ГК РФ);
3) улучшения должны производиться за счет собственных средств арендатора. Любые улучшения, произведенные за счет амортизационных отчислений являются собственностью арендодателя.
Стоимость произведенных улучшений должна определяться по соглашению сторон. В случае спора суд имеет право применить правила п. 3 ст. 424 ГК РФ об определении цены. Но, на наш взгляд, установленное возмещение не должно быть меньше реальных затрат на проведение улучшений, если только они не были недобросовестно или неразумно завышены арендатором.