Все это время развитые страны будут сохранять свои преимущества как источник инноваций, поскольку они, с их более адаптивной и креативной культурой и ценностями, все шире признаются как универсальные. Это также связано с превосходством плоской сетевой структуры рыночной экономики над иерархическими структурами, доставшимися от экономики аграрной.
Весь XXI век будет периодом взаимопроникновения, сотрудничества и конкуренции универсальных и традиционных ценностей различных культур на основе выяснения их сравнительных преимуществ и совместимости в разных странах и цивилизациях, с синтезом традиционных и заимствованных институтов с целью создания наиболее благоприятных условий для инноваций. Это будут сложные, порой конфликтные процессы. Преимущество останется за теми, кто продемонстрирует более высокую адаптивность.
В конечном счете, вероятно, будет формироваться глобальная культура, предполагающая сохранение многообразия культур всех населяющих Землю народов.
Чем больше стран, с большим населением и быстрее могло бы пройти по II варианту, тем спокойнее было бы в мире, и их опыт послужил бы примером для остальных. Выход все большего числа стран на технологическую границу означал бы вхождение их в сообщество развитых стран с инновационной экономикой и демократическим правлением, поскольку последнее, пусть с национальными особенностями, является предпосылкой развития инновационного потенциала. Напротив, чем больше отстающих стран, чем сильнее сопротивление позитивным переменам, тем серьезнее угрозы для всего мира. При этом закрепляется определенное международное разделение труда: мировая фабрика – одни; мировая ферма – другие, сырьевой придаток – третьи; лаборатория инноваций – четвертые. Очевидно, роли неравные, а это само по себе источник напряжения. Развитие все большего числа стран по II сценарию желательно для всех. Но вероятнее III сценарий. Скорее всего, XXI век будет насыщен серьезными столкновениями интересов и ценностей разных культур. Это потребует от всех национальных элит максимальной сдержанности и ответственности, основанных на понимании сути происходящих в мире процессов и невозможности разрешения возникающих конфликтов силой.
Таким образом, национальные экономики остаются бесспорно главным субъектом мировой экономики, хотя их значение снижается в пользу остальных субъектов. Однако это относится преимущественно к малым и средним странам. Крупные экономики (кроме объединившихся в рамках ЕС западноевропейских) будут по-прежнему главными игроками в мировом хозяйстве. Более того, значение некоторых из них может усилиться по двум причинам. Во-первых, может возрасти экономический вес этой страны, а во-вторых, возможно создание, расширение и укрепление ориентированной на нее интеграционной группировки.
Хотя значение ТНК в мировой экономике возрастает, они не стали главным субъектом мирового хозяйства. Тем не менее ТНК являются главными проводниками глобализации, интеграции и либерализации в мире, и поэтому их значение в мире будет возрастать и дальше. Однако лишь у немногих из них это действительно будет весь мир, так как в основном они будут ориентироваться, как и сейчас, на свой и соседние регионы.
Подавляющее большинство созданных интеграционных объединений пока что оказывают слабое воздействие на экономику своих членов, за исключением нескольких, прежде всего ЕС и НАФТА, где и в перспективе интеграция имеет хорошие шансы для дальнейшего прогресса. Обе интеграционные группировки будут стремиться к формальному расширению и неформальному вовлечению в свою орбиту других стран. Перспективы интеграционных процессов в Африке, Азии и Евразии во многом неясны.
Из-за глобализации усиливается взаимозависимость национальных экономик, и поэтому растет их тяга к международным экономическим организациям, позволяющим решать многие экономические проблемы на многостороннем уровне. Это главная причина усиления значения международных экономических организаций как субъекта мировой экономики.
Для всего мира значение международных экономических организаций будет расти из-за усиления важности глобальных проблем человечества, так как большинство из них можно решить лишь при координации международных усилий. Кроме того, значение этих организаций будет и далее возрастать из-за усиления их экономической взаимозависимости.
Механизм мирового хозяйства может изменяться и потому, что в будущем субъектов мирового хозяйства может оказаться больше. Другим трудно учитываемым обстоятельством при экономическом прогнозировании являются социально-политические факторы, которые могут так изменить социальную и политическую картину мира, что экономике придется приспосабливаться к ним, а не наоборот.
Стратегия внешнеэкономической политики России ориентирована на участие в процессе мирового хозяйства исключительно пассивными методами, а прогнозные данные развития нашей страны, хотя и декларируют, но фактически не подтверждают перехода на диверсифицированный, инновационный тип развития экономики, а, следовательно, на активное влияние в мировой экономике и использование преимуществ ее регионализации для решения национальных стратегических задач и достижения приоритетов национальной экономической политики.
Высокие темпы развития российской экономики в последние годы, во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на мировых рынках (с 2002 года по 2007 год металлы в среднем подорожали в 2 раза, нефть более чем в 2 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). Но, в то же время в последние три-пять лет возрастает роль фактора расширения внутреннего спроса и подъема производительности труда и капитала[62].
Наблюдается позитивный эффект для экономики от проведения значительной части структурных реформ, формирования институциональной среды развития рыночных процессов. Это касается также открытия рынков для импорта, выравнивания цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международными правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами, др.
«Сырьевая модель» развития будет иметь ряд важных прогнозируемых последствий для экономического пространства страны.
В долгосрочной перспективе ожидается перемещение основного «производственного цеха» страны в ее северные и восточные регионы, где предполагается реализация значительных инвестиционных проектов, развертывание нового освоения. Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию РФ в глобальную экономику. Предполагается ускоренное развитие крупных городских агломераций –«центров управления», в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на глобальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций – крупные города (прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара) – будут стягивать на себя управленческие функции.
По оценкам МЭР РФ, в 2006-2010 годах больше половины добавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%)[63].
Рост новых форм организации экономической и социальной активности на территории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимулирование инновационного развития: формирование новых особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание крупных технопарков федерального значения, создание новых учебно-научных центров, развитие новых систем транспортных коммуникаций и др.
Региональная внешнеэкономическая деятельность – это целая система международного экономического сотрудничества, осуществляемого хозяйствующими субъектами в регионе – совершенствование воспроизводственной структуры посредством использования внешнеэкономических факторов, повышение научно-технического уровня производства, улучшение социально-экономического положения в регионе и т.д.
Глобализация – качественно новая ступень развития мирового хозяйства, знаменующая смену парадигмы в процессе осмысления сущности происходящих в мире эволюционных преобразований. Она характеризуется формированием центра общепланетарного управления, монополизировавшего важнейшие ресурсы экономического развития мира, соединив их с потенциалом власти (политической, военной, экономической) глобалистической номенклатуры, что позволяет ей концентрировать в своих руках функции мегасубъекта организации всемирного экономического порядка, наднационального регулирования мирохозяйственных связей (по модели американоцентризма).
К глобализационным императивам модернизации национального хозяйства России можно отнести: усиление социально-рыночной природы национальной экономики; действенное участие в системе международного разделения труда и трансграничном межстрановом обмене товарами, капиталами, технологиями, рабочей силой, энергосырьевыми ресурсами и информационно-программными продуктами; формирование рационально-открытой модели макрохозяйственной системы; обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; формирование экономической политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений с ориентацией на принятые в международном сообществе пороговые индикаторы тарифных и нетарифных ограничений экспортно-импортных операций, разработку инструментария действенного контроля трансграничных валютных потоков и др.