Учебная дисциплина – Теория государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Аналогии в праве
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Применение и толкование права 5
1.1. Понятие применения права 11
1.2. Толкование норм права
2. Применение права по АНАЛОГИИ 16
2.1. Понятие пробелов в праве 16
2.2. Аналогия закона и аналогия права 19
3. институт аналогии в
правоприменительной практике 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение
Очевидно, что в условиях трансформации политической и экономической жизни страны появление новых институтов хозяйствования и, соответственно, новых типов общественных отношений, не охваченных правовым регулированием, неизбежно. Мы живем в ситуации, когда законодатели, правотворческие органы не успевают за быстро меняющимися реалиями бытия, что чрезвычайно затрудняет работоспособное функционирование предприятий.
Запутанность и неопределенность, так называемая «пробельность» права в Росси является одной из существенных проблем периода реформирования. Отсутствие, априори, заданных и стандартизированных правил игр способствует не только мошенничеству, но и целенаправленным экономическим преступлениям.
Механизмы восполнения пробелов в нашей стране должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь потому, что законодательная власть не в состоянии в один миг решить огромный и с течением времени не только не сужающийся, но и возрастающий спектр пробелов российского законодательства.
Причинами возникновения пробелов в праве могут быть отставание законодательства от развития жизни, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и другие.
Единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности, в российской практике выступают Постановления конституционного и Высшего арбитражного суда России.
Таким образом, основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии.
Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается и многократным ростом исследований, посвященных нетипичным, спорным ситуациям в праве, применения аналогии, механизмам толкования и правоприменения, пробелам в праве.
1. Применение и толкование права
1.1. Понятие применения права
Правовая норма, т.е. правило поведения людей, реализуются в жизни, осуществляется в деятельности людей, в общественных отношениях, которые правовая норма регулирует, закрепляет или видоизменяет. Правовыми нормами руководствуются граждане, сообразуя с ними свои поступки, правовыми нормами руководствуются государственные органы, разрешая возникающие вопросы практики.
Таким образом, применение права – это действие права, реализация права, осуществление тех предписаний, правил, которое устанавливает право[1].
В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права, конечно, обеспечивается также государственным принуждением, силой государственного аппарата, но это принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.
Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления – юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Коль скоро обеспечение уголовно-правовых запретов, охраняющих устои коллективной жизни, – общее дело всего населения, применение санкции образует исключительную прерогативу государства.
Реакция государства на правонарушение – не единственный пример правоприменительной деятельности. Она имеет место и тогда, когда суд разрешает спор о праве гражданском, официально удостоверяя наличие или отсутствие субъективных прав и соответствующих обязанностей у тяжущихся сторон; когда государство принимает решение о назначении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реорганизации или ликвидации исполнительно-распорядительных органов или о назначении на должность того или иного лица, равно как и об освобождении такового от соответствующих должностных обязанностей; когда надлежащие государственные органы награждают орденами отличившихся граждан;когда на основании тех или иных юридических норм гражданину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т.д. и т.п.
Как видно из приведенных примеров, а их число можно умножить, правоприменительная деятельность проявляется в самых разнообразных формах. Что же объединяет все эти столь различные юридические действия в единое явление, обозначаемое понятием «применение норм права»?
Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не могут реализоваться либо из-за правонарушения; либо из-за того, что субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона (например, конституционное право гражданина на образование реализуется лишь после того, как ректор принял решение о зачислении абитуриента, прошедшего по конкурсу, в число студентов); либо не могут возникнуть у субъектов из их односторонних действий и договоров (например, в случае спора о праве, подлежащего разрешению суда). Но какие бы препятствия ни вставали в процессе реализации юридических норм, они должны осуществиться, ибо скрепляют целостность общества. Отсюда необходимость в специальной деятельности государственных органов, применяющих юридическую норму и тем самым гарантирующих ее реализацию, в деятельности, которая носит именно право-обеспечительный характер.
Если рассматривать право как продукт естественно-исторического развития, в результате которого юридические нормы могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов государственной власти, то нетрудно заметить, что обеспечение правореализации происходит в процессе функционирования всех трех ветвей власти. Здесь нет оговорки: именно всех трех, включая законодательную. Если норма права непосредственно вырастает из практики, то ее последующее облачение в форму закона придает ей значение государственного акта, повышая тем самым ее авторитет, а, следовательно, и действенность. Таковы, в частности, основные права человека. Государство обязано придать им законодательную форму, ибо они имеют всеобщее значение. Это вполне определенно выражено в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 1 которого провозглашено, что «основные права обязывают законодательную, исполнительную власти и правосудие как непосредственно действующее право»[2]. Конечно, такого рода законодательная деятельность государства, имея прямое отношение к правообеспечению, с применением юридических норм связана лишь косвенно.
Классической формой правоприменения является деятельность органов правосудия. Официально объявляя о наличии или отсутствии у истцов, ответчиков, подсудимых субъективных прав и обязанностей, определяя конкретные пути их реализации и создавая своими решениями и приговорами основания для обеспечения их принудительной силой, суды устраняют препятствия на пути осуществления юридических норм. В компетенцию судебной власти входит рассмотрение наиболее важных юридических дел.
Весьма существенную роль в правоприменении играет и исполнительная власть. Как подчеркивает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили», то «создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти»[3]. Правоприменение в области социального управления осуществляется посредством властных действий исполнительно-распорядительных органов государства и прямо входит в их компетенцию. Более того, в количественном отношении число правоприменительных актов административно-управленческого плана многократно превышает число решений и приговоров, выносимых органами правосудия по конкретным юридическим делам.
Итак, множество разнообразных правоприменительных актов объединяет прежде всего то, что все они представляют собой разновидности властной деятельности государства.
Во-вторых, правоприменение предполагает распространение на отдельные жизненные обстоятельства ("казусы") юридических норм. Бели названные обстоятельства играют роль юридических фактов, то юридические нормы становятся источником, порождающим субъективные права и обязанности у конкретных субъектов. Установление названных фактических обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности надлежащих органов государственной власти. При этом под правовой оценкой понимается определение, являются ли установленные жизненные обстоятельства юридическими фактами, порождающими правоотношения, или нет. Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен гипотезой юридической нормы.