Смекни!
smekni.com

Тенденция развития электронной торговли (стр. 7 из 9)

Учитывая отставание России от промышленно-развитых стран в области электронной торговли, при решении задачи ее развития необходимо проанализировать все аспекты взаимного влияния и взаимной зависимости передовых ИКТ и национальных социально-экономических условий. К сожалению, в России имеется целый ряд проблем требующих отдельного решения. Поэтому западный опыт неприменим в чистом виде для решения задачи развития электронной торговли в России. Необходим комплексный подход, лишенный тенденциозного мировоззрения «прямого копирования решений». Такой подход требует активного участия со стороны государства, организации и поддержки целого ряда соответствующих НИОКР. Серьезным позитивным шагом в направлении комплексного развития электронной торговли в России стало принятие Правительством Российской Федерации и последующая реализация Федеральной целевой программы “Электронная Россия”[46].

В ОАО «НИИ Систем Автоматизации», головной научной организации Минсвязи России по проблемам электронной коммерции, разработан проект программы «Развития электронной торговли в России на 2002-2006 годы». Проект был одобрен Правительством Российской Федерации и рекомендован к включению в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002-2010 годы» как один из приоритетных[47].

Возможность развития электронной торговли становится реальной только при наличии полноценного законодательно-правового регулирования всех аспектов товарно-денежного взаимодействия в виртуальном электронном пространстве.

Существующая в России правовая база недостаточна для решения конкретных проблем в области электронной торговли, связанных, например, с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) или организацией электронной связи между продавцом, покупателем и банком.

К числу важнейших документов, касающихся электронной торговли, относятся[48]:

• Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли),

• Единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ,

• Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ООН,

• Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР, Соглашение об электронной торговле ЕЭК,

• Пакет директив Европейского Союза по электронной подписи и электронной коммерции, по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб, по авторскому праву и защите данных,

• Общие методы осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровом формате МТП,

• Программа действий АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) в области электронной торговли,

• а также еще ряд других международных документов.

Действие Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле распространяется на любую информацию, представленную в цифровом либо аналоговом виде и используемую в торговой деятельности. Закон призван регулировать договорные и не договорные отношения, связанные с осуществлением следующих сделок (но не ограничиваясь ими): любые торговые сделки о поставке товаров или услуг или обмене товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; торговое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; консалтинг; инжиниринг; купля-продажа лицензий; инвестирование и финансирование; банковские услуги; страхование; соглашение об эксплуатации и концессии; совместная деятельность и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильном транспортом.

Закон предъявляет определенные требования к форме представления данных, рассматриваемых как сообщение при совершении сделки, а именно - содержащаяся в нем информация должна быть доступной для последующего использования, а также для подписи, которой поставившее ее лицо подтверждает свое согласие с содержанием документа - при осуществлении электронной цифровой подписи должен быть применен метод, позволяющий однозначно идентифицировать лицо, поставившее подпись, и сделать заключение, что это лицо согласно с содержанием документа. Закон устанавливает, что информация считается представленной в подлинном виде, если имеются надежные доказательства ее целостности с момента подготовки документа в окончательной форме, и при условии, что по тре-бованию эта информация может быть продемонстрирована лицу, которому она должна быть предоставлена[49].

Вторая часть типового закона посвящена электронному обмену данными при оказании транспортных услуг, а именно договорам, связанным с перевозкой грузов, и транспортным документам.

Рассмотренный выше Закон применяется при осуществлении с помощью электронного обмена данными международных сделок при условии, что стороны договорились о его применении.

В российском законодательстве в настоящее время отсутствуют правовые нормы, подробно регулирующие отношения, касающиеся электронной торговли. При этом отечественное законодательство допускает возможность заключения сделок путем электронного обмена данными. Так, в п. 2 ст. 434 Гражданского Кодекса (ГК) РФ записано, что договор может быть заключен путем обмена документами посредством «...телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору», а в п. 2 ст. 160 ГК РФ указано, что использование при совершении сделок электронной цифровой подписи «допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон»[50].

Определение понятия «электронная цифровая подпись» с точки зрения права дается в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Таким образом, российское законодательство (указанные выше статьи ГК РФ и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации») учитывает существующую во всем мире тенденцию к расширению электронной торговли[51].

Специфика электронной торговли заключается в том, что с помощью современных ИС можно не только заключать сделки путем электронного обмена данными, но и передавать от продавца к покупателю непосредственно сам товар (программы для ЭВМ, информацию и т.п.), представленный в цифровом или аналоговом виде. При этом в отличие от случая, когда товаром является вещь, которая может быть передана покупателю под расписку, возникают проблемы с доказательством факта получения товара покупателем. Это увеличивает степень риска для банка, так как платеж может быть легко опротестован. Поэтому должны быть разработаны правовые нормы, учитывающие технологические особенности электронного обмена данными и регламентирующие процедуры отправления, передачи и получения подобных товаров. Причем такие нормы должны быть разработаны на законодательном уровне. Эксперты ВТО в своем докладе, посвященном электронной торговле, отметили, что торговля вещами через Интернет вполне подпадает под действие существующих законов, в то время как торговля через Интернет товарами, представленными в цифровом виде, требует своей проработки и законодательного урегулирования.

Одной из проблем электронной торговли является правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, которая носит территориальный характер, а электронные торговые операции через глобальные сети позволяют совершать сделки по всему миру. При этом на территории отдельных государств могут нарушаться права владельцев товарных знаков и патентов.

В России право и юридическая практика последних лет скорее восприняли, нежели отторгли электронный бизнес, становление которого совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы. Однако большая часть отношений между участниками электронной коммерции до сих пор не регулируется специальными, адресованными им, законами или иными источниками права. На практике создаются и постоянно модифицируются разного рода соглашения об электронном обмене данными или об электронном документообороте, в большей или меньшей степени соответствующие действующему законодательству. В целом же сохраняется общая неразвитость и фрагментарность правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса. Как и на международном уровне, такие нормы являются юридическими барьерами для электронной коммерции в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.

Избавиться от подобных препятствий можно путем более обстоятельного отражения электронной коммерции в действующих нормативных правовых актах, в том числе, установив оптимальное соотношение норм административного и частного права. Решение данной задачи возможно и путем создания ряда новых законов.

Одним из главных направлений формирования правовой базы электронной торговли является разработка нормативных актов по использованию электронной цифровой подписи - ЭЦП (одного из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций), что предполагает принятие соответствующего федерального закона и связанных с ним подзаконных актов, которые установят единые понятия, правила пользования, сертификацию, продажу и другие необходимые элементы в данной области.

Для успешного развития электронной торговли должны быть разработаны и приняты нормативные акты, которые на основе международного опыта, доктрины и основных начал российского гражданского права устанавливают способ правового регулирования электронного взаимодействия субъектов рынка и основные понятия, определяют круг субъектов и объектов электронной торговли. Важным элементом является регулирование правового статуса, прав и обязанностей информационных посредников – лиц, предоставляющих услуги по передаче и хранению электронных документов. Также должны быть внесены необхо-