Содержание
1. Суть теории утилитаризма И.Бентама. 4
2. Отличие утилитаризма И.Бентама от европейского либерализма XIX в. 5
3. Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права. 6
Актуальность темы. Политическая жизнь общества – это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе. Одним из самых распространенных среди множества течений политической мысли является либеральное течение. Большой вклад в развитие идей либерализма внесли такие выдающиеся мыслители, как Дж.Локк, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, И.Кант, Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, Ж.Руссо и др.
Россия является пограничной страной между западной и восточной культурами, что предопределило их влияние на российскую действительность. Актуальность темы эссе обусловлена тем, что перенимая чужой опыт, необходимо использовать его во имя утверждения своей уникальности, самобытности и величия. Любой инородный опыт хорош лишь тогда, когда он служит во благо нации, национальной культуры и укрепления духовных сил общества.
Целью написания эссе является исследование концепции утилитаризма И.Бентама – представителя английского либерализма.
В соответствие с поставленной целью были определены следующие задачи:
- определить суть теории утилитаризма Иеремия Бентама;
- выявить отличие теории утилитаризма от европейского либерализма;
- рассмотреть, каким образом теория утилитаризма И.Бентама может быть применима к вопросам теории государства и права.
Объектом работы является И.Бентам, а предметом – его теория утилитаризма.
Структура работы. Данное эссе состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
В конце XVIII в. началось время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Этому обстоятельству содействовали многие факторы. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Чуть ли не центральной в обществоведении стала тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей, а также тема активизма людей.
Появилось утверждение, что поступками индивида как частного собственника движет преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. Такой расчет предполагал не только стремление удовлетворить эгоистический, исключительно индивидуальный интерес, но и желание разумно сочетать собственную позицию с позицией других членов общества. Таким образом, индивид, добиваясь совместного общего блага, добивался удовлетворения собственных потребностей.
В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748-1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, в которую входили социально-философские идеи Гоббса, Локка, Юма и французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха).
В теории утилитаризма можно выделить четыре постулата:[1]
Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.
Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений.
Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.
Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.
Политико-юридические взгляды И.Бентама были изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств», «Деонтологии, или Науке о морали» и др.
Хоть Бентам прочно укоренился в одном ряду столпов европейского либерализма XIX в., однако бентамовский либерализм имел совсем другое лицо.
Ядром либерализма было принято считать положение о свободе индивида, автономии личности, самоутверждение индивида.[2] Бентам предпочитает вести речь не только о свободе отдельного человека, в центре его внимания – интересы и безопасность личности. И.Бентам считал, что человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».[3]
Бентам был достаточно враждебно настроен к понятию «свобода». Для него не существовало принципиальной разницы между свободой и своеволием: «Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные».[4]
Свободу и право личности Бентам считал истинными воплощениями зла, поэтому он не признавал и отвергал их, как вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Еще в первых своих произведениях Бентам писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным является и понятие «общественный договор», так как все государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. «Право», противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно.
В чем же Бентам видел соответственно направление совершенствования? – В применении своей теории утилитаризма: «Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте». И далее: «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям».[5]
Единственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и основательно рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицирует их по разным основаниям. Им даже разработаны правила «морального счета», где добро – «приход», зло – «расход». При этом существование частной собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. «Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство».[6]
Бентам считает, что закон сам по себе - зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. «Каждый закон есть нарушение свободы». Тем не менее, получается, что закон - зло неизбежное, так как без него невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность: «Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать».
Обеспечение безопасности, считал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Пытаясь найти ответ на вопрос о пределах законодательного регулирования, Бентам анализирует «нравственные обязанности», которые делит на две группы.
В первую группу попадают нравственные обязанности по отношению к себе, которые составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только случайно, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред. Поэтому законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Бентам приводит в пример попытку законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство, которое принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.
Во вторую группу попадают «обязанности по отношению к общему благу», где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц.
Поэтому, исходя из теории Бентама, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими – стороны сами, руководствуясь «моральной арифметикой», определяют условия договора, исходя из «собственной пользы». Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту. В данном случае необходимо помнить, что в то время рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.