Если подчинение производства интересам людей требует повсеместно роста производительности труда, то, в свою очередь, такой рост в индустриально развитых странах сам является следствием усиливающейся тенденции к гуманизации производства. Научно-техническая революция создает материально-вещественные и организационно-экономические предпосылки, соответствующие возросшему уровню развития работников. Без создания подлинно человеческих условий на предприятиях практически невозможно внедрять электронную технологию, обеспечивать возросший уровень выработки новейшего оборудования, требующего высокой культуры обслуживания, и добиваться стабильно высокого качества продукции. Теперь нельзя принимать решения о развитии производства, не обеспечивая приоритета интересов человека труда.
Гуманизация производства означает: постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Для этого широко внедряются достижения эргономики - научной дисциплины, которая комплексно изучает человека (группу людей) в конкретных условиях его трудовой деятельности. Эргономика находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду к особенностям и возможностям человеческого организма. Она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы "человек - техника - производственная среда". При этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда (температура, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.) и как влияет режим рабочего времени на биологические ритмы организма. Эргономика анализирует темп, тяжесть, нормирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, изучает характер и особенности оборудования, организацию рабочего места и системы контроля за трудом. В итоге растет производительность труда при улучшении здоровья людей.
Внедрение достижений эргономики облегчает монотонную деятельность (особенно на сборочно-конвейерных работах с упрощенными и примитивными операциями), которые, например, в США, Германии и Франции составляют 50-60 % всех технологических операций. Для того чтобы предотвращать преждевременную усталость и износ организма, вводится ротация (периодическая смена) рабочих постов, укрупняются и усложняются отдельные операции. И наоборот, длительные, усложненные и утомляющие операции разбиваются на ряд коротких и простых. Как показывает опыт, в результате внедрения достижений эргономики выработка рабочих возрастает не менее чем на 8-10 %,улучшается качество продукции, повышается культура труда, растет удовлетворенность людей его условиями.
Все рассмотренные способы увеличения производства новой стоимости характеризуют особенности "белого бизнеса", который, избегая превратности спекулятивной наживы, способен обеспечить постоянно возрастающий доход всем экономическим агентам. Такой бизнес, зародившийся в XV-XVI вв., вызвал грандиозный прогресс техники и рабочей силы, привел общество к индустриальной и постиндустриальной экономике. Во второй половине XX в. он создал прочные основы для роста благосостояния и культуры большинства населения высокоразвитых стран. Благодаря производственному бизнесу в этих странах национальная экономика приобрела многие черты нормальной экономической системы, служащей лучшему удовлетворению
человеческих потребностей.
Все изложенное, по-видимому, понятно. Однако за пределами нашего внимания остался самый трудный для понимания вопрос: какова экономическая природа новой стоимости и в особенности прибыли, достающейся владельцам вещественных факторов производства?
§ 4. ТЕОРИИ НОВОЙ СТОИМОСТИ
По вопросу об экономической природе новой стоимости выработаны две прямо противоположные теории. Одна из них - классическая концепция прибавочной стоимости, являющаяся прямым продолжением трудовой теории стоимости. Ее основали А. Смит и Д.Рикардо, а наиболее полно и глубоко развил К.Маркс в "Капитале". Другую теорию первоначально основал французский экономист Жан Батист Сей (1767 - 1832 гг.). В своей концепции факторов производства он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Дж.Б.Кларк. На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала.
Не удивительно, что эти альтернативные теории унаследовали характерные черты своих исходных основ - трудовой концепции стоимости и концепции предельной полезности. А именно: обе теории новой стоимости отражают глубинные эндогенные процессы, которые нельзя непосредственно наблюдать в хозяйственной практике. Этим, естественно, затрудняется понимание весьма абстрактных суждений и проверка их истинности. Вместе с тем важно разобраться с результатами научных попыток обнаружить внутренние экономические связи, присущие процессу производства.
Теория прибавочной стоимости.
Существо теории прибавочной стоимости можно представить в следующих положениях.
Первое положение. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы".1 При этом важно, что прибыль не является заработной платой за особый вид труда по надзору и управлению предприятием, тем более, что на крупных предприятиях такой деятельностью занимается управляющий. Прибыль определяется на совершенно иных началах: она зависит от величины стоимости употребленного капитала, который предприниматель рискнул пустить в дело.
Второе положение. Капитал, который затрачивает предприниматель, распадается на две части, выполняющих разное предназначение. Одна часть идет на покупку средств производства, другая - на оплату труда наемных работников. Первый элемент капитальных затрат воплощает тот прошлый труд, который израсходован на иных предприятиях, поставивших данной фирме Вещественные факторы производства. Поэтому стоимость средств производства не может быть источником создания новой (добавленной) стоимости. Ее величина не изменяется в процессе созда|ния новых товаров и входит в их стоимость (как, например, стоимость пряжи включается в стоимость готовой ткани). Только второй элемент капитальных затрат является созидателем новой стоимости. К. Маркс в первом томе "Капитала" описал этот просе так: "Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая
1Антология экономической классики. В. Петти, А.Смит, Д.Рикардо.
М-: 1993. С.119.
превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость..."1
Третье положение. Рабочий день наемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент его заработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость.
Деление всего рабочего времени на необходимую и прибавочную части было вполне очевидным фактом при феодализме. Во время барщины крепостной крестьянин затрачивал прибавочное время, непосредственно работая на помещика в его владениях. Необходимое рабочее время он расходовал на своем земельном наделе, в домашнем хозяйстве.
Наглядную картину дал А.Н.Радищев в своем "Путешествии из Петербурга в Москву":
- Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?..
- В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз ходим на барщину...
Между тем на капиталистическом предприятии невозможно наблюдать столь открытого деления труда на необходимую и прибавочную части. Здесь заработная плата работника организована таким образом, что ему оплачивается каждый час работы или всякое изготовленное им изделие. Какую же выгоду в таком случае получает бизнесмен? Сторонники теории прибавочной стоимости считают, что форма заработной платы ловко маскирует неоплаченный труд работника.
Четвертое положение. Деление новой стоимости на две известные доли вызывает противоположность экономических интересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних происходит за счет уменьшения заработков других. Отсюда возникают разные формы противоборства при делении, как говорится, "общего пирога".
Д.Рикардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорциональной зависимости. Он пришел к заключению: "Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы - вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли. Ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же