Сущность рассматриваемых стадий заключается в том, что, прежде всего, эти стадии являются контрольными по отношению к предшествующим. Они препятствуют вступлению в законную силу и исполнению приговоров и иных судебных решений, которые не отвечают требованиям законности, обоснованности и справедливости. Правовые средства данных стадий включают в себя ряд компенсационных механизмов, направленных на устранение недостатков процессуальной деятельности предшествующих стадий. В число задач стадий входит и по возможности скорейшее исправление судебных ошибок. В некоторых случаях ошибка может быть исправлена самим судом, рассматривающим уголовное дело в кассационном или апелляционном порядке (постановление нового приговора судом апелляционной инстанции, изменение приговора судом кассационной инстанции). В других ситуациях ошибка устраняется судом первой инстанции, но по инициативе вышестоящего суда (отмена приговора судом кассационной инстанции и направление уголовного дела на новое судебное разбирательство). Следует иметь в виду, что УПК РФ устранил из числа средств исправления ошибок, допущенных на предшествующих стадиях процесса, возвращение судом уголовных дел для дополнительного расследования. Таким образом, недостатки предварительного расследования должны быть или компенсированы на стадии судебного разбирательства и последующих судебных стадиях, либо влекут неблагоприятные процессуальные последствия в виде не достижения целей доказывания.
Судами, вышестоящими по отношению к судам, постановившим приговор (определение, постановление), являются:
1) в кассационном производстве — судебная коллегия по уголовным делам суда уровня субъекта Федерации для приговора или иного судебного решения первой или апелляционной инстанции районного суда; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации для приговоров и иных решений суда уровня субъекта Федерации; Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации для приговоров или иных решений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации,
2) в апелляционном производстве — районный суд.
К числу задач производства в суде второй инстанции следует отнести и обеспечение единства судебной практики как в отдельно взятых регионах (этому служит рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке судом уровня субъекта Федерации и выраженные в кассационных определениях правовые позиции по вопросам применения материального и процессуального права), так и в масштабах государства (правовые позиции по конкретным вопросам применения права, нашедшие отражение в кассационных определениях Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, а также руководящие разъяснения, выраженные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ на основе обобщения практики, в том числе и по результатам кассационного рассмотрения дел в судах Российской Федерации).
Таким образом, кассационное и апелляционное производство — формы проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений (приговоров, определений и постановлений, не вступивших в законную силу), реализуемые в результате обжалования судебного решения указанными в законе заинтересованными лицами. Кассационное и апелляционное производство — самостоятельные стадии уголовного процесса, в совокупности образующие производство в суде второй инстанции. Концептуальное отличие апелляционного производства от кассационного заключается в способах проверки законности, обоснованности и справедливости приговора. Апелляционное производство в современном российском уголовном процессе возможно только в отношении приговоров и постановлений мировых судей. Производство в суде второй инстанции служит предупреждению вступления в законную силу неправосудных судебных решений, скорейшему и эффективному исправлению судебных ошибок, реализации прав личности на обжалование судебных решений, обеспечению единства судебной практики.
1.2 Становление и развитие института апелляционного и кассационного производства в российском судопроизводстве
Зарождение института кассации и апелляции в российском уголовном судопроизводстве непосредственно связано с Судебной реформой 1864 года, именно тогда был принят ряд законов, в том числе и « Судебные Уставы», предусматривающие построение новой судебной системы, включающей апелляционные и кассационные инстанции.
Преимущественно на основе этих же принципов построения институт кассации был сохранен и в советский период развития уголовного судопроизводства, однако апелляция была упразднена.
Познание сущности любого правового института идет, прежде всего, через уяснение его понятия, представляющего собой совокупность общих признаков, основных свойств, позволяющих его идентифицировать. Поэтому видится целесообразным раскрытие данного вопроса с определения понятий «кассация» и «апелляция».
Термин кассация происходит от латинского слова «разрушаю, разбиваю» и представляет собой обжалование в вышестоящий суд судебных решений, приговоров, не вступивших в законную силу с точки зрения законности, обоснованности и справедливости[11]. Обратившись к истории, мы увидим, что институт кассации имеет глубокие корни в Российском уголовном судопроизводстве. Так, энциклопедический словарь Ф.Павленкова дает следующее понятие кассации и кассационного суда, существовавших в дореволюционной России : « Кассация - пересмотр судебных решений с точки зрения правильного применения закона и соблюдения установленных форм и обрядов судопроизводства, без разбора дела по существу (без рассмотрения его обстоятельств). Кассация имеет целью :1) обеспечение единообразного применения законов судами и 2) правильное разрешение каждого данного дела. Кассационный суд- орган кассационного пересмотра. В России два высших кассационных суда: один - в Петербурге (кассационные департаменты Сената, гражданский и уголовный), другой- в Тифлисе (Судебная палата для некоторых дел) исключительно для Кавказа. Кроме того, по делам, рассматриваемым земскими начальниками, городскими судьями и волостными судами в местностях, где введены земские начальники, кассационным судом являются губернские присутствия».[12]
Можно с удовлетворением заметить, что с тех пор институт кассации в Российском судопроизводстве не утратил своих основных свойств, при этом кардинально изменив систему кассационных судов, что безусловно объясняется сменой государственного устройства.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством и положениями современной уголовно-процессуальной науки, кассационная инстанция - самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении уголовного дела вышестоящим федеральным судом общей юрисдикции по кассационным жалобам осужденного оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего и его представителя; гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в части гражданского иска, а также по кассационному представлению прокурора. Цель этого рассмотрения - проверка законности, обоснованности и справ6едливости не вступившего в законную силу приговора и иного судебного решения суда первой и апелляционной инстанции.
Принимаемые судом кассационной инстанции решения исправляют допущенные нарушения закона либо подтверждают законность, обоснованность и справедливость процессуальных актов, вынесенных судом первой или апелляционной инстанции.[13]
Как ранее отмечено, советское, а затем и российское законодательство не знало института апелляционного обжалования. Поэтому в нашем государстве был создан особый тип кассации, которая соединяет в себе черты классической кассации и апелляционного порядка пересмотра. Советская (впоследствии — российская) уголовно-процессуальная кассация была сопряжена с проверкой доказанности фактических обстоятельств уголовного дела, ревизионным порядком и правом изменять приговор в связи не только с неправильным применением материального и процессуального права, но и неправильным установлением фактических обстоятельств дела, возможностью вызывать заинтересованных субъектов для дачи объяснений, использовать дополнительно представленные материалы.
Если кассационное производство — традиционный вид проверки не вступивших в законную силу судебных решений для послереволюционной России, то апелляционный порядок впервые после революции 1917 г. был возрожден лишь в 2000 г. по настоянию Совета Европы[14]. Апелляционное производство (так же, как и по УПК РСФСР 1960 г., только для приговоров и постановлений мировых судей) нашло отражение в УПК РФ 2001 г. Мировые судьи и апелляционные суды существовали в России в период с 1864 по 1917 гг.[15] Декрет Советской власти о суде № 1 упразднил суд апелляционной инстанции. Советские процессуалисты объясняли это тем, что каждое уголовное дело по существу рассматривалось в двух инстанциях, сначала в первой, а затем в апелляционной, что, в свою очередь, порождало бюрократизм и волокиту при пересмотре дела и, в значительной мере, осложняло всю процедуру судебного разбирательства. Кроме того, апелляционные суды были отдалены от населения, и их оторванность от народа значительно ухудшала процесс рассмотрения дел в этой стадии, так как явка свидетелей и сторон, участвующих в апелляционном заседании, была чрезвычайно затруднена. В силу этого апелляционный суд разрешал дела главным образом на основании письменных материалов дела, что, по существу, не отличало его от судов кассационной инстанции. Кроме того, наличие апелляционных судов порождало недоверие народа к судам первой инстанции[16].