Следующее упоминание о «венчурном» способе финансирования российского бизнеса появилось в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы», одобренном 27 декабря 1999 года Правительственной комиссией по научно-инновационной политике.
Уже 10 марта 2000 года за № 362-р вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о принятии предложения Миннауки РФ, согласованного с Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минобразования РФ и Минюстом РФ, об учреждении Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ) - некоммерческой организации, созданной для формирования системы венчурного инвестирования в высокорисковые инновационные проекты.
Настоящим «прорывом» в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике стало Постановление ФКЦБ от 14 августа 2002 года, №31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».
В указанном Постановлении впервые за всю историю деятельности венчурных институтов в Российской Федерации в числе прочих инвестиционных институтов упоминаются «венчурные» фонды» При этом, согласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ РФ, «венчурные» (особо рисковые) фонды относятся к категории «закрытых паевых инвестиционных фондов».
Факт включения категории венчурных фондов в число инвестиционных институтов, деятельность которых допускается на территории Российской Федерации, говорит о той роли и влиянии, которые успела приобрести эта достаточно молодая разновидность инвестиционной деятельности в отечественном бизнесе.
Заметным событием, которое существенно влияет на инвестиционную активность в России, стало принятие 25 Главы Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль», которая вступила в силу с 1 января 2002 года. В целом 25 Глава содержит ряд положений, касающихся создания, финансирования и реорганизации хозяйственных обществ, что имеет принципиальное значение для российских венчурных проектов. В данном нормативном акте решена проблема налогообложения эмиссионного дохода, которая существовала на протяжении долгого промежутка времени. В соответствии с 25 Г лавой доход, который получает компания при продаже, выпуске акций или долей участия с учетом превышения их номинальной стоимости, не подлежит налогообложению.
В 2003 году в соответствии с утвержденным 28 февраля Планом действий Правительства по реализации основных направлений социально-экономического развития страны, Председателем Правительства Российской Федерации 21 августа был утвержден «План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования».2
В сентябре 2006 года правительство одобрило создание РВК со 100-процентным государственным капиталом в размере 15 миллиардов рублей. РВК будет участвовать в венчурных фондах, которые будут сформированы в регионах как закрытые паевые инвестиционные фонды, в качестве миноритарного акционера - не более 49 процентов участия. Планируется сформировать 8-12 таких венчурных фондов, которые будут привлекать для реализации проектов частных инвесторов, обеспечивающих не менее 51 процента инвестиций.
Первый венчурный фонд сформирован в форме закрытого ПИФа, доля РВК в нем составляет максимально допустимые по закону 49 процентов. Помимо РВК, средства в фонд вложили ВТБ (30 процентов), менеджеры (1 процент) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) (20 процентов).
РВК планирует, что основными объектами инвестиций первого фонда станут быстро развивающиеся компании в области информационных технологий, индустриальных инноваций, нано- и биотехнологий.
Объемы инвестиций в один проект будут находиться в интервале от 50 до 400 миллионов рублей, ожидаемый срок выхода из инвестиций составит от трех до семи лет.
В 2007 году в России был сформирован первый венчурный фонд объемом 3 миллиарда рублей. Он создан для инвестиций в развивающиеся компании "Российской венчурной компанией" (РВК) и банком ВТБ.
Стоимость чистых активов венчурного фонда "ВТБ - Фонд Венчурный" достигла заявленных изначально 3,061 миллиарда рублей, что означает завершение процесса формирования фонда, говорится в сообщении РВК. А это значит, что он может приступать непосредственно к инвестиционной деятельности.
В 2008 году в связи с кризисом источники финансирования инновационных проектов существенно снизили размеры вложений. Основное бремя поддержки инновационной отрасли переместилось в сторону государства и региональных администраций.
Москва сразу объявила свой антикризисный пакет мер для инновационного бизнеса. Столица является лидером по поддержке инноваций и раньше активнее других российских регионов поддерживала инновационный бизнес. Город реализует программы поддержки малых инновационных предприятий, предоставляя предпринимателям субсидии, а также выделяя средства из венчурного фонда. Москва содействует инноваторам не только в финансовой, но и в имущественной сфере.
Эти меры городской администрации были своевременны, поскольку финансовый кризис затронул все сектора отечественной экономики, в том числе и инновационный. Общие расходы на инновации сократились на 180-190 млрд рублей. Крупные корпорации снизили расходы на новые разработки на 50-60 процентов, бизнес-ангелы – на 40 процентов, государственное финансирование уменьшилось в среднем на 5-7 процентов. Российские и западные венчурные фонды снизили свою деловую активность в России на треть. До конца года их инвестиции в инновационные проекты уменьшились вдвое. Поэтому основной вес поддержки инновационной отрасли переместился в сторону государства. Госфинансирование инноваций в основном пошло через федеральные целевые программы, Российскую венчурную компанию (РВК), «Росинфокоминвест» и, конечно, региональные администрации.
РВК уже давно финансирует инновационную отрасль, выкупая паи в специально созданных венчурных фондах. Те же в свою очередь инвестируют средства в конкретные инновационные проекты.
Деятельность венчурного капитала на территории России напрямую связана с ее интеграцией в мировую экономику. Опережающее создание новых для России и гармонизированных с международными стандартами финансовых институтов существенно снизит риски потери рынков и капиталов для венчурных фондов как с российским, так и с иностранным капиталом.
Перед государством стоит задача разработки дополнительных форм своего участия в развитии системы венчурного инвестирования, особенно в инновационный сектор российской экономики, опирающихся на существующий задел и мировой опыт, адаптированный к российским условиям.
Российские компании при участии государственного финансирования постепенно стали увеличивать собственные вложения в инновации, но действительное пока не соответствует желаемому. «Инфраструктура венчурного капитала, масштабы весьма и весьма скромные», - указал глава государства Дмитрий Медведев на заседание комиссии по модернизации в июле 2010 года.
Дмитрий Медведев привел данные, по которым в России сегодня действуют 108 венчурных фондов. Из них, как было написано у него в справке, только 43 являются активными. А объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд долларов. «Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах», - заявил президент. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд, в ЕС - 4,6, в Китае - 1,9.
В настоящее время рано говорить о существовании национального сектора российского венчурного бизнеса, основой которого являлся бы отечественный капитал. Хотя в последние годы интерес к этому механизму финансирования малого и среднего бизнеса (в особенности высокотехнологичного) существенно возрос, реального изменения ситуации к лучшему не произошло.
Перед тем, как анализировать причины сегодняшнего состояния, а тем более составлять прогнозы на будущее, необходимо определить главные начальные условия успеха развитых венчурных рынков и «примерить» их на современные российские условия.
В качестве основных предпосылок возникновения и динамичного развития современного венчурного бизнеса в США и Европе можно назвать следующие:
1) Высокий коммерческий потенциал разработок, осуществляемых малыми инновационными производственно-технологическими компаниями.
2) Наличие профессиональных менеджеров, оценивших перспективу развития данного направления и выступающих связующим звеном между капиталом и его конкретным приложением.
3) Существование значительного депонированного капитала институциональных инвесторов.
4) Развитый рынок ценных бумаг, позволяющий реализовать финансовые технологии выхода из инвестиций.
5) Высокая емкость и платежеспособность потребительских рынков продукции компаний с венчурным капиталом.
Несомненно, полный перечень условий значительно шире, однако необходимыми и достаточными являются, как мне кажется, только первые три. Без наличия хотя бы одного из них существование венчурного бизнеса было бы невозможно. Все остальные условия и предпосылки (как присутствующие в данном перечне, так и не вошедшие в него) в значительной степени влияют на объем и динамику развития бизнеса, его технологию, но не на сам факт его существования.