В конце 18 начало 19 века роль фондовой биржи в капиталистической экономике значительно возрастает. Идет процесс первоначального накопления капитала. В странах Европы и Америки появляются первые акционерные банки и промышленные корпорации, хотя тогда операции с ценными бумагами еще не оказывали существенного влияния на процессы, происходящие в экономике. Фондовая биржа не сразу, а поэтапно входила в единую систему финансово-экономических отношений, становилась важным элементом всего хозяйственного механизма государства. Это происходило по мере роста промышленного производства, развития торговли, кредитных отношений, строительства железных дорог и т.д. Стихия рынка свободной конкуренции обеспечивала почти неограниченный перелив крупных денежных средств из отрасли в отрасль, минуя государственное распределение, через фондовую биржу и сферу кредитования.
Столь интенсивный рост общественного производства, который существенно обгонял потребление, привел к значительному повышению жизненного уровня, а также к изменению роли финансового капитала в системе экономических отношений. Данный период характеризуется как время неорганизованного "дикого" рынка. Действительно, тогда почти отсутствовало законодательство, регламентирующее те или иные хозяйственные операции, не были сформированы органы регулирования, большинство сделок никак не регистрировалось. Все это напрямую относится и к рынку ценных бумаг, как составной части государственной экономики капиталистических стран прошлого века. С возникновением монополий, крупных объединений, предприятий и увеличения эмиссии ценных бумаг растет биржевой и внебиржевой оборот финансовых активов. Большую роль при этом играют коммерческие банки, осуществляющие первичное размещение акций корпораций. Фондовый рынок становится все более регулируемым[5].
Особенно широкое развитие получил рынок ценных бумаг в США. Если в континентальной Европе бизнесмены в основном предпочитали хранить свободно-денежные средства на счетах в банках, приобретать страховку или недвижимость, то в Америке большинство предпринимателей инвестировало капитал в финансовые активы. Таким образом, национальный фондовый рынок США заметно обогнал в своем развитии европейский, на нем сложился более совершенный механизм осуществления финансовых операций и в настоящее время он по праву считается наиболее организованным и демократичным рынком ценных бумаг. Однако, фондовый рынок, как и вся экономика в целом не застрахована от спадов, кризисов и других потрясений, иногда вызывающих, паралич все экономической деятельности. Более того, именно крах на фондовой бирже служит грозным предзнаменованием общей финансовой катастрофой в государстве. Особенно страшным и грандиозным по своим последствиям был биржевой кризис 1929 года, когда падение курсов на Нью-йоркской фондовой бирже привело к мировому экономическому кризису[6].
Очевидцы говорят о том, что на бирже в это время обстановка напоминала конец света, сравнивают ее с апокалипсическим кошмаром. Гигантский поток продаж ценных бумаг буквально захлестнул биржу. Толпы людей атаковали ее, и с ними не могла справиться полиция. Массовая паника продолжалась. Продажа акций все возрастали. Поток предложений снижал курсы. А биржевые маклеры получали только один заказ: "продавать, продавать". Живые деньги исчезли. Общие потери в результате краха были огромными. Глубину кризиса можно видеть на примере падения курсов акций ведущих компаний за период с 1929 по 1932 год: "Дженерал Моторс" - почти в 80 раз, "Радио-Корпорейшн" - в 33 раза, "Нью-Йорк Сентрал" - в 51 раз. В период краха 123884 биржевых спекулянтов, прибывавших на "кадиллаках" возвращаться были вынуждены пешком. Вчерашние миллионеры продавали на улицах спички.
После мирового кризиса 1929-1933 годов правительства большинства стран, переживших кризис, взяли курс на проведение экономических реформ. В связи с этим резко возросла роль государства в экономике. Реформа биржевой деятельности была направлена на максимальную защиту всех участников фондовых операций от банкротства, на цивилизованную торговлю финансовыми активами, а это требовало жестокого регулирования и контроля со стороны государства. Были предусмотрены хозяйственное право и финансовое законодательство. В США был принят Закон о ценных бумагах (1933) и постепенно фондовый рынок приобрел свой современный вид.
Второй этап развития МРЦБ охватывает время, когда интенсивно шел процесс формирования мирового хозяйства, устанавливались прочные связи между промышленно-развитыми странами. В этот период фиктивный капитал сохранял четко выраженную национальную принадлежность.
В 60-е годы на рынке фондовых ценностей намечается новый всплеск биржевой активности. Европа оправилась от последствий 2-ой Мировой войны, стабилизировалась промышленность, появились новые наукоемкие и капиталоемкие производства. Механизм фондовой биржи способствовал перераспределению денежных средств в пользу отраслей обеспечивающих наибольшую норму прибыли. С помощью фондовой биржи огромные средства, собранные банками и другими расчетно-кредитными учреждениями, направлялись на финансирование наиболее эффективных экономических программ, изобретений и внедрений новых технологий. В тот период происходит также бурный рост международных операций с ценными бумагами. С середины 70-х годов фондовый рынок капиталистических стран с развитой экономикой уже представлял собой сложное образование с отработанным и отлаженным механизмом, с разветвленной сетью вспомогательных структур, а также с тесными международными связями. Огромную роль на мировой арене стали играть транснациональные промышленные и банковские корпорации (вторые аккумулируют значительные денежные средства и проводят политику экспорта капитала)[7].
За последние двадцать лет международная торговля ценными бумагами возросла в десятки раз по сравнению с послевоенным периодом. В обращении появились евроакции и еврооблигации, которые стали одними из главных объектов сделок на мировом фондовом рынке.
МРЦБ напрямую связан с международным рынком свободного капитала, который состоит из отдельных национальных рынков. Перенакопление капитала в национальных границах является причиной оттока его в другие регионы и страны, где он приносит прибыль его владельцу. Поэтому экспорт капитала — это характерная черта и объективная необходимость развитой экономики.
Уже в 80-х годах появились определенные качественные изменения в функционировании мирового рынка ценных бумаг, отражающие новый этап его развития. Эти изменения связаны со значительным уменьшением различий между национальными и международными рынками, что проявляется в формировании крупнейшего, взаимосвязанного всеми своими составными частями глобального рынка. Национальные рынки постепенно становятся или непосредственно, или опосредованно своего рода частью более крупного рынка вне страны. Однако этот процесс отчетливее всего проявляется на уровне вторичного рынка, где централизованная торговля ценными бумагами сосредотачивается на трех крупнейших биржах - Токийской, Нью-Йоркской и Лондонской, на долю которых ныне приходится более половины рыночной стоимости ценных бумаг, котирующихся на всех биржах мира. Именно между этими тремя биржами происходит наиболее заметное усиление взаимосвязи в торговле ценными бумагами. Такой процесс идет на фоне общей интернационализации рынков ценных бумаг - как первичных, так и вторичных, что обусловлено рядом факторов: самим ходом интернационализации производства; ростом взаимных инвестиций между компаниями разных стран; сокращением государственных ограничений в международной торговле ценными бумагами; быстрым развитием современных средств связи, необычайно облегчающих и ускоряющих торговлю ценными бумагами в техническом смысле; и т.д. Но все же это еще не дает оснований считать, что уже сформировался единый глобальный мировой рынок ценных бумаг, так как еще сохраняются различия между национальными рынками, хотя процесс глобализации идет, безусловно, ускоряющимися темпами[8].
Вообще фондовый мировой рынок ценных бумаг, как и мировой рынок валют, является одним из самых эффективных и глобальных инструментов перераспределения средств из одной отрасли экономики в другую. Сейчас на мировом рынке можно выделить несколько тенденций, независимо от отрасли деятельности. Прежде всего, происходит снижение роли государства даже в таких сферах экономики, как трудовая миграция. Переселение людей сейчас почти не тормозится в Европе, особенно это актуально для квалифицированных кадров.
Кроме того, растущая взаимосвязь участников мирового рынка заставляет искать новые технологические решения для преодоления расстояний, отсюда – растущая информатизированность любых финансовых институтов. Сейчас мировой рынок ценных бумаг вступает в новую эпоху по уровню глобализации – это касается торговли евроакциями и еврооблигациями и означает возможный пересмотр целого рынка и изменение позиций по ключевым индексам.
МРЦБ является фактором, ускоряющим мировой процесс экономического роста и облегчающим различным субъектам экономики доступ к международному рынку свободных капиталов. Круг участников МРЦБ постоянно расширяется, к ним присоединяется все большее число национальных кредитно-финансовых институтов, организаций ООН, СБСЕ и др[9].