Сегментация рынка труда в России на “открытый” и “скрытый”, “формальный” и “неформальный”, стихийное повышение “гибкости” (неформальное деление трудовых коллективов на “кадровое ядро” и “периферию”) существенно дополняется другими как традиционными видами структурной дифференциации (по формам собственности, социально – демографическим группам, профессиональным и отраслевым группам населения), так и нетрадиционными видами. Нетрадиционным видом сегментации мы считаем, к примеру, разделение рынка труда на “элитарный” (высокооплачиваемые профессионалы, как правило, в возрасте 35-40 лет, в сферах менеджмента, маркетинга, бухгалтерии, юриспруденции, ряде других областей, связанных с “большим” и “средним” бизнесом, в основном финансово-банковским и экспортно-импортным и отдельными государственными структурами), “основной” (большинство профессий главным образом “формального” сектора) и “маргинальный” (тяжёлые и низкооплачиваемые, временные и нерегулярные работы для неквалифицированных работников, нелегальных мигрантов, лиц без определённого места жительства и др., как правило, в “неформальном” секторе). Структура эта достаточно жесткая и в её пределах наблюдается однонаправленная кадровая мобильность: не выдержавшие конкуренции в “элитарном” секторе работники вытесняются в “основной” сектор, откуда редко возвращаются обратно. Из “основного” сектора подобное вытеснение идёт в “маргинальный”. Иногда этот процесс приобретает территориальную составляющую, когда человек с высоким или средним уровнем образования, профессиональной подготовки и “нормальным” социальным статусом из региона с высокой безработицей и низкими доходами мигрирует, например, в Москву, где вынужден довольствоваться ролью “маргинала”.
Таким образом, российский рынок труда представляет собой сложно структурированную систему, сложившуюся как под влиянием инерции прежней планово – централизованной организации труда, так и под влиянием экономического кризиса и процессов преобразования хозяйства. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран в сочетании с российской спецификой и национальными трудовыми традициями [20].
Анализ рынка труда приводит к выводу о том, что он не только не однороден, обладает многослойной структурой (скрытой и открытой, официальной и неофициальной и т.д.), но и не статичен, является весьма динамичной, постоянно развивающейся социально – экономической системой. Здесь постоянно происходят изменения, которые можно представить в виде потоков, связывающие между собой как отдельные части системы, так и саму систему с внешней средой (рис. 1.2, где прерывистыми линиями - стрелками указана часть основных связей рынка труда).
Основными факторами (параметрами) влияющими на рынок труда являются:
1) внешние - кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, в рамках этого спада, изменение отношений собственности (приватизация и банкротство предприятий), денежно – кредитная и финансовая политика государства, сокращение вооружённых сил;
Рис.1.2 Структура и потоки рынка труда
2) внутренние (они являются систематизирующими и воздействуют, в отличие от внешних, не столько на спрос на труд, сколько на его предложение) – демографическая ситуация, миграция, образование, подготовка и переподготовка кадров.
Исследование всех этих факторов, во-первых, позволило определить такие взаимосвязи между ними и ситуацией на рынке труда (“спирали” безработицы): а) кризис производства - снижение производительности труда – усиление спада производства; б) рост безработицы – сокращение инвестиций и потребительского спроса – сокращение совокупного спроса – уменьшение объёма производства – дальнейший рост безработицы; в) безработица – перераспределение национального дохода в пользу элитных слоёв – рост бедности - снижение потребительского спроса – падение производства – дальнейший рост безработицы; г) высокая производительность труда – рост уровня благосостояния – дополнительная покупательная способность населения – дополнительные новые потребности – рост производства – рост занятости; д) неполная занятость – низкая зарплата – низкая производительность труда – дальнейшее уменьшение занятости; е) неполная занятость, скрытая безработица - утеря квалификации, ослабление производительности, интенсивности и дисциплины труда – усиление спада производства – увеличение безработицы (в т.ч. и неполной, скрытой);
Во - вторых, изучение указанных факторов дало возможность выявить целый ряд тенденций, проявившихся на рынке труда в условиях переходной экономики: возрастание требований к качеству рабочей силы; замедление роста численности работающих на собственных предприятиях (самозанятости); перерастание скрытой безработицы в открытую; изменение структуры общей занятости в сторону индустрии услуг; уменьшение и даже отрицательные естественные, и общий приросты населения, увеличение предложения труда, связанное с изменением половозрастной структуры населения, достаточно четко проявляющаяся в последние годы тенденция снижения демографической нагрузки (причем снижение демографической нагрузки происходит совместно с достаточно быстрым снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста и увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста), снижением доли мужчин в наиболее активном возрасте в составе рабочей силы (в частности, за счёт увеличения занятости в так называемом неформальном секторе) [7].
Все эти факторы и “порождаемые” ими тенденции в совокупности определили достаточно быстрый “скачок” безработицы в условиях формирования рынка труда, а также следующие два “парадокса”, особенно чётко выявившиеся в 1992-1997 годах.
1. Спад производства в 1997 г., составивший примерно 50% к 1990 году, соотнесся всего лишь с 3,4% официальной безработицы. На деле же он должен был составлять по крайней мере 15-20%.
2. Увеличение безработицы до 2,6 млн. чел. привело к существенному снижению производительности труда, хотя казалось бы, оставшиеся работники должны были, если не повысить, то сохранить её на прежнем уровне.
“Парадокс первый”, видимо, может быть уяснён с принятием во внимание того факта, что существует различие между данными официальной статистики (по методологии, принятой в нашей стране) и реальным количеством безработных (например, подсчитанной по методологии МОТ). В первом случае не учитывается потенциальная безработица, неполная занятость.
Наличие большой потенциальной безработицы в значительной мере объясняет и “второй парадокс” - снижение производительности общественного труда, ибо в знаменателе формулы:
Производительность труда =
заложено и значительное число потенциально безработных. Вместе с тем, снижение производительности труда является не только формальным, но и реальным, в частности, в результате неполной занятости, скрытой безработицы работники начинают терять свою квалификацию, ослабевают интенсивность и дисциплина труда.
1.1.1. Занятость населения - как неотъемлимый элемент рынка труда
Поскольку в России ещё не сложился рынок в общепринятом понимании, а некоторые эмпирические данные за период интенсивных реформ в силу ограниченной по времени и недостаточных масштабов преобразований не дают возможности выявить тенденции в развитии рынка (да и в отечественной экономической мысли в прошлом этим проблемам уделялось мало внимания), постольку для анализа рынка труда, уяснения механизма его функционирования целесообразно привлечь теоретические воззрения учёных зарубежных стран с рыночной экономикой.
Прежде всего необходимо отойти от известной, недавно господ-ствующей точки зрения, что в централизованной командной экономи-ке не может быть безработицы. В любой экономике – командной, ры-ночной – одновременно могут наблюдаться как свободные рабочие места так и их дефицит, так и запас рабочей силы и её дефицит и это вполне нормальное её состояние. Но если в целом для командной эко-номики больше характерен дефицит рабочей силы, то доля рыночной её избыток: безработица.
Помимо указанной существует ещё несколько концепций, объясняющих механизм рынка труда и наличие безработицы.
Основные выводы неоклассической теории о проблемах безработицы состояли в следующем:
1. Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При чрезвычайных внешних воздействиях (стихийных бедствиях, войнах и др.) равновесие на рынке труда (и других рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем равновесие восстанавливается, занятость снова становится полной.
2. Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией, жёсткость её нарушением.
3. В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует нормальным условиям функционирования рынка труда.
4. Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и процента.
5. Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда (и других рынков), ибо оснований для этого нет.
Классическая школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается прежде всего самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт цена труда - зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается безработица и, наоборот. Таким образом, весьма детально разработанную микроэкономическую теорию спроса и предложения классики, в известной степени автоматически, перенесли на макроуровень.