Представители школы общественного выбора (Д. Бьюккенен, Г. Таллок), исследуя возможности и ограничения государственного регулирования внешних эффектов, пришли к выводу о том, что механизм демократического государства не способствует эффективному регулированию внешних эффектов. Связывая проблему внешних эффектов с теорией благосостояния, они определили внешние эффекты как влияние одного на благосостояние другого и дали анализ процесса принятия решений (голосования и выборов) в связи с регулированием внешних эффектов. Представители российской экономической науки исследуют регулирование внешних эффектов с позиции макроэкономического равновесия (В. Андрианов, Г. Куманин, В. Радаев, А. Шаститко, Л. Якобсон и др.); прав собственности и институциональных изменений (Р. Капелюшников, А, Олейник, Ю. Ольсевич, А. Радыгин, Р. Энтов и др.). Регулирование внешних эффектов означает их учет посредством рыночного ценового механизма (штрафы при отрицательном эффекте и субсидии – при положительном внешнем эффекте; наделение правами собственности).
Регулирование внешних эффектов может осуществляться с целью их учета через ценовой механизм или с целью уточнения спецификации прав собственности через систему специальных методов и инструментов воздействия на экономические субъекты, создающие внешние эффекты. В развитых странах применяются правовые и ценовые методы регулирования внешних эффектов. Ценовой метод регулирования внешних эффектов реализуется посредством налогообложения, субсидирования или государственного производства товаров и услуг. Например, в ценах на авиабилеты необходимо учитывать специфику функционирования аэропорта, его отрицательное влияние (шут, загазованность и др.) на жителей в близлежащей местности. Правовой метод регулирования внешних эффектов осуществляется через прямое вмешательство государства в производство или через спецификацию прав собственности.
К рыночным инструментам регулирования внешних эффектов относится, прежде всего, спецификация прав собственности в случае их неопределенности. Если права собственности изначально определены, их последующая передача осуществляется бесплатно и внешних эффектов не возникает (Р. Коуз), нет оснований для регулирования. Следовательно, для преодоления внешних эффектов важно укрепление рыночных отношений и эффективная спецификация прав собственности.
Российская хозяйственная практика показывает, что возможно применение таких инструментов регулирования внешних эффектов, как штрафы, субсидии, регламентации (предписания, ограничения, нормы) в противовес передаче прав собственности. Оценка внешних эффектов важна с позиции установления общественной стоимости их регулирования. Важно учесть величину трансакционных издержек, издержек функционирования различных социальных установлений (рынка или правительственного учреждения) и издержки перехода к новой системе; сравнить общую и предельную выгоду, совокупную прибыль вовлеченных сторон и совокупные предельные издержки регулирования. Российские хозяйствующие субъекты принимают стратегические решения в специфических условиях (ограниченность ресурсов, неполная и недостоверная информация), что усиливает необходимость регулирования внешних эффектов. Действие теоремы Коуза в российских условиях ограничено:
- во-первых, недостаточностью рыночных механизмов эффективного перераспределения прав собственности с учетом социальных выгод и затрат;
- во-вторых, отсутствием четкой спецификации прав собственности и поддерживающей ее законодательной базы;
- в-третьих, наличием высоких трансакционных издержек.
Чрезвычайно важное значение для правового общества с рыночной экономикой имеет юридическое оформление экономических прав и обязанностей хозяйствующих субъектов. Государству принадлежит роль юридического гаранта и арбитра отношений между участниками экономических сделок. Внешние эффекты возникают ввиду неопределенности прав собственности, их регулирование сводится к такому перераспределению или наделению правами собственности, которое позволяет максимизировать совокупную прибыль заинтересованных сторон. Эффективная спецификация прав собственности отвечает критерию максимизации общего продукта и обеспечивает автоматическую компенсацию внешних прибылей и затрат. Вместе с тем, существование экстерналий не является основанием для правительственного вмешательства, некоторые внешние эффекты неизбежны, они могут приобретать товарную форму, не являясь при этом товарами для свободного рыночного обмена. Попытки свести к нулю отрицательные последствия внешних эффектов могут потребовать затрат, превышающих выигрыш от их ликвидации. На уровне микроэкономики проблема регулирования внешних эффектов может быть решена путем интернализации.
Для России, ввиду недостатков базового законодательства о собственности, характерно перераспределение прав собственности в результате социально-политических решений, поэтому для максимизации общего продукта договаривающимся сторонам приходится неоднократно нести издержки (по обмену и защите правомочий собственности; установлению, развитию и поддержанию информационных, управленческих и ресурсных обменов между сторонами, сбору и получению достоверной информации и т.д.), которые не всегда будут рыночными трансакциями. Оптимизация распределения прав собственности зависит от затрат на вменение, переговоры, от стимулов получателя компенсации. Специфика трансакционных издержек в России обусловлена рядом факторов:
- происходит перенесение издержек на экономических агентов, хотя в мировой практике значительная часть затрат на судебную и правоохра-нительную деятельность финансируется государством;
- сформировалась “запретительно” высокая величина трансакционных издержек в расчете на одну трансакцию из-за несовершенства законодательной и исполнительной системы, отсутствия цивилизованных традиций делового сотрудничества.
Проблема оценки положительных и отрицательных внешних эффектов в теоретическом плане является центральной в контексте проблематики регулирования экономических отношений по поводу внешних эффектов. Внешние эффекты чаще всего связаны с экологией (некомпенсированным загрязнением окружающей среды), имеют принудительный характер и могут трансформироваться во внутренние эффекты (отражаемые рыночными ценами). В современных условиях глобальные экологические катастрофы, нерациональное распределение ограниченных природных ресурсов существенно актуализировали проблему регулирования внешних эффектов в странах с рыночной экономикой. Специфика современной российской экономики не позволяет в полной мере использовать мировой опыт регулирования внешних эффектов, в том числе и экологических. Динамика любой национальной экономики неразрывно связана с наличием и рациональным использованием запасов природных ресурсов. Состояние экологической ситуации ухудшается ввиду повышенной индустриальной нагрузки на природную среду и незаконных посягательств на природные ресурсы. Промышленное развитие служит основой экономического роста, однако оно осуществляется без понимания того обстоятельства, что восстановительные способности природы не беспредельны.
11 Право собственности на внешние эффекты
Проблема экстерналий заключается не только во влиянии результатов сделки на третьих лиц. Причина этого кроется в неэффективном распределении ресурсов или прав на их использование. В результате нельзя достичь оптимального объема производства, повышающего благосостояние всего общества. Те фирмы, которые снижают свои издержки за счет отрицательных экстерналий, – перепроизводят. Объем их продукции превышает количество, необходимое обществу. О те, чья деятельность порождает положительные экстерналии, недополучают часть своего выигрыша и, соответственно, недопроизводят нужное обществу количество благ [8].
По мнению А. Шаститко – одного из бесспорных лидеров новой институциональной школы в России, внешние эффекты являются “ключевым понятием в теории прав собственности” [7].
Что может представлять собой право собственности на внешний эффект? Что дает возможность пользователю положительного внешнего эффекта превратить его в свою собственность и обязать источник положительного эффекта воспроизводить его и далее?
11.1 Трактовка права собственности на внешний эффект.
На вопрос о том, что, есть право собственности на внешний эффект, сложно однозначно ответить, однако ключ к пониманию может дать объяснение того, чем является эффект. Любой эффект, в том числе и внешний, есть воздействие одного объекта (источника эффекта) на другой. Поэтому приватизация эффекта всегда предполагает полную или частичную передачу прав на источник в пользу получателей эффекта. Такую передачу прав можно трактовать двояким образом [9].
Во-первых, эти права можно поставить в один ряд с социальными правами, например, правом на пенсию. Подобное сравнение оправдано, так как оба права являются не правами-свободами (свобода выбора места жительства, свобода труда), а правами-привилегиями (право на жилье, право на труд), предполагающими удовлетворение за счет других людей.
Во-вторых, эти права можно интерпретировать как обладание некоторыми полномочиями собственника относительно источника внешних эффектов. Так, например, права на владение и распоряжение уличным фонарем, который создает положительные внешние эффекты, могут принадлежать индивиду А, а право на пользование – в той или иной мере делиться с индивидом Б. Если этот вариант понимания лучше отражает существо проблемы, то представляется разумным создание рынка для оборота подобных прав собственности. Тогда в случае необходимости А (или кто-либо еще) сможет выкупить это право у Б.