Однако экономисты-классики считают, что сбережения не приводят к недостаточности спроса, ибо каждое сбережение будет инвестировано. Фирмы продают часть продукции друг другу (средства производства) и этим дополняют «пробел» в потреблении (личное плюс производительное), вызванный сбережениями.
Равенство сбережений и инвестиций, по мнению классиков экономической науки, гарантирует существующий в рыночной экономике денежный рынок. Потребители будут сберегать доход в том случае, если кто-то им за эту бережливость будет платить процент. Чем больше ставка процента, тем больше сбережения. Этот процент будут платить предприниматели-инвесторы, которые используют сбереженные деньги на расширение и обновление производства.
Отсюда классики делают вывод, что на денежном рынке устанавливается равновесная цена на деньги — равновесный процент, при котором количество сбереженных денег равно количеству инвестируемых денег. Если сбережения будут больше инвестиций, то ставка процента упадет и появится новое равновесие. Следовательно, изменение ставки процента обеспечивает действие закона Сэя даже в экономике со значительными сбережениями.
Если же все-таки произойдет временное сокращение общих расходов, то рыночная экономика, считают классики, способна обеспечить нужный объем производства и полную занятость. Если сбережения будут больше инвестирования, то снижение общих расходов на продукцию будет сопровождаться снижением цен на нее. В условиях снижения спроса на продукцию конкуренты-производители будут снижать цены на нее, а это позволит лицам, не имеющим сбережений, купить больше товаров. Следовательно, сбережения приведут к снижению цен, а не уменьшению производства и занятости.
Кроме того, снижение спроса на товары вызывает и уменьшение спроса на ресурсы, в частности на рабочую силу. Это приводит к снижению заработной платы. Поэтому все желающие работать на определенной рынком ставке заработной платы найдут работу. Безработицы не будет.
Итак, через колебание ставки процента, эластичность цен и заработной платы рынок приводит в соответствие расходы и доходы, поддерживает необходимый объем производства и полную занятость в экономике.
Графическое изображение теории равновесия представлено на рис. 1.1.
Уровень цен Совокупное предложениеРеальный объем
производства
рис.1.1. График классической теории макроэкономического равновесия
Кривая совокупного предложения вертикальная, она отражает только объем производства. Совокупный спрос обычно стабилен, но если он сокращается, то снижаются цены.
Таким образом, в классической теории макроэкономического равновесия совокупный спрос стабилен. Даже если он и понизится, то эластичность цен и заработной платы обеспечит работу рыночного механизма, с помощью которого поддерживаются объем производства и естественный уровень безработицы. Поэтому макроэкономическая деятельность государства излишня[2].
1.2. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия
Классическая теория макроэкономического равновесия господствовала в экономической науке до 30-х годов, т. е. до тех пор, пока английский экономист Дж. Кейнс не опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег», которая произвела настоящую революцию в экономической теории. В своей книге Дж. Кейнс подверг критике теорию экономистов-классиков, которая часто противоречила действительности, подтверждением чему были экономические кризисы 1930-х годов с огромными размерами безработицы.
Тем самым Кейнс утверждал, что для рыночной экономики характерно неравновесие; она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования.
Критика Кейнсом классической теории равновесия касается двух моментов. Во-первых, вызывают сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между инвестициями и сбережениями существует несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы — разные группы, поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц. Субъекты сбережений и инвесторы руководствуются различными мотивами. Например, некоторые сберегают деньги, чтобы сделать крупные покупки, другие — чтобы оплатить жилье, третьи — для утверждения стабильности своего положения. Мотивы инвестиций тоже различны. Поэтому ставка процента — не единственный мотив, который учитывается при величине инвестиций. Таким мотивом может быть прибыль, которая увеличивается при росте инвестиций.
Кроме того, на денежном рынке сбережения не являются единственным источником инвестиций (как говорят классики). Есть и другой источник — кредитные учреждения.
Поэтому планы сбережений и инвестиций не соответствуют друг другу, в результате чего могут происходить колебания общего объема производства, дохода, занятости и уровня цен.
Во-вторых, экономика развивается не так гладко, как представляют классики; нет эластичности соотношения цен и заработной платы. Это объясняется тем, что в рыночной системе постоянно проявляется несовершенство рынка в виде существования монополистов-производителей и сильных профсоюзов, оказывающих воздействие на рыночные процессы. Поэтому есть реальная возможность противостоять падению цен (со стороны монополистов) и заработной платы (со стороны профсоюзов). Вместе с тем снижение цен и заработной платы уменьшает общий доход, а значит, и спрос на труд. Следовательно, если и предположить падение цен и заработной платы, то это не смягчает безработицу.
Таким образом, Кейнс считает совокупный спрос изменчивым, а цены — неэластичными, поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса со стороны государства.
Графическое изображение кейнсианской теории макроэкономического равновесия представлено на рис. 1.2.
Уровень ценСовокупное предложение
Совокупный спрос
Реальный объем
производства
рис.1.2. График кейнсианской теории макроэкономического равновесия
Как видно на рис. 1.2, кривая совокупного предложения горизонтальная, так как цены неэластичны в сторону снижения. Совокупный спрос изменчив, реальный объем производства снижается.
Итак, по Кейнсу, количество произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня совокупных расходов (совокупного спроса). Совокупные расходы — это то, что затрачено на товары и услуги. Главный компонент совокупных расходов — потребление. Доход после уплаты налогов равен потреблению плюс сбережения. Поэтому факторы, определяющие потребление, определяют и сбережения.
Главным и постоянно действующим фактором, определяющим величину потребления и сбережений, является доход после уплаты налогов (располагаемый доход). Но величина потребления и сбережений определяется и другими менее важными временными факторами, не связанными с доходом (например, размер богатства домохозяйств, размер потребительской задолженности).
Второй компонент совокупных расходов составляют инвестиции. Величина инвестиций зависит от двух главных постоянных факторов — ожидаемой нормы чистой прибыли и реальной ставки процента. Но на уровень расходов на инвестиции влияют и временные факторы, такие, как изменения в расходах на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала, изменения в технологии, в наличном основном капитале.
Следовательно, расходы на потребление и инвестиции, которые определяют величину совокупного спроса, нестабильны. А неустойчивость совокупного спроса вызывает дисбаланс в рыночной экономике.
Для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия совокупный спрос должен быть «эффективным». По определению Кейнса, «эффективный спрос» состоит из затрат на потребление и инвестиции. Поддерживать эффективный спрос Кейнс предлагает с помощью мультипликатора, который связывает прирост эффективного спроса с приростом инвестиций. Каждая инвестиция превращается в индивидуальный доход, часть которого идет на потребление, а другая часть сберегается. В результате прирост эффективного спроса (национального дохода, всех расходов) становится умноженной величиной прироста первоначальной инвестиции. При этом мультипликатор находится в прямой зависимости от того, какую часть люди тратят на потребление. Личное потребление растет вместе с ростом дохода, но в меньшей пропорции, чем доход. Здесь повинен так называемый психологический закон, согласно которому существует стремление людей к сбережениям. В результате доля потребления в совокупном доходе снижается.