После кризиса наступает фаза депрессии — застоя в экономике. Характеризуется тем, что производство и занятость достигают с самого низкого уровня — «дна экономики». Производство топчется на месте, происходит постепенное рассасывание товаров. Часть товаров уничтожается, а часть реализуется по заниженным ценам. Устаревшее оборудование ликвидируется, тем самым приостанавливается падение цен. (Например, в период экономического кризиса в 1929-1933 гг. в США был уничтожен урожай хлопка на площади до 10 млн. га, в Бразилии сожгли около пяти млн. свиней, ежегодно выбрасывали в море 10 млн. мешков кофе). Сохраняется высокий уровень безработицы. Затем экономика постепенно из состояния депрессии переходит в фазу оживления.
Оживление — это постепенное повышение уровня ссудного процента. Рабочая сила постепенно втягивается в производство, уровень безработицы сокращается, товары рассасываются. Предприниматели увеличивают спрос на новое оборудование, сырье. Решающим фактором перехода от депрессии к оживлению является обновление основного капитала.
Фаза оживления переходит в фазу подъема — быстрого роста производства, торговли, прибыли, курса акции и ценных бумаг, цен и занятости. Уровень производства превосходит его уровень в докризисном периоде, выходит за рамки платежеспособного спроса, и экономика переходит в состояние пика. Рынок переполняется нереализованными товарами, и начинается новый промышленный цикл.
Существует множество теорий экономических циклов. Например, некоторые ученые связывают чередование фаз с тем, как обновляются и меняются по величине запасы на складах промышленных и торговых предприятий. Периодически – в силу изменения спроса – эти запасы начинают возрастать, и тогда объем закупок новых товаров сокращается. Так происходит до тех пор, пока запасы не «рассасываются» и не возникает большая потребность в закупке новых товаров.
Другие связывают цикличность с появлением принципиально новых товаров, которые существенно меняют структуру спроса и продолжают проблемы со сбытом устаревших товаров и необходимостью существенной перестройки сферы производства. К такого рода изделиям (если взять для примера сферу потребительских товаров) можно отнести, например, цветные телевизоры, персональные компьютеры, видеокамеры и т.д.
Третьи считают, что циклы порождаются периодическими изменениями технологической основы производительной деятельности.
Как показывает жизнь, экономика нигде не находится в покое, поступательный и равномерный ее характер чередуется неравномерностью. Рост экономики сменяется недопроизводством, а затем перепроизводством. Экономика в виду этого может находиться в условиях подъема или спада. Для выделения этих явлений в экономике вводится понятие экономический цикл (волна, колебание).
Экономический цикл — это движение экономики от одного макроэкономического равновесия к другому в масштабах национальной экономики. По Марксу, экономический цикл — это движение экономики от одного кризиса к другому, является способом самоуправления экономикой. Если теория экономического роста исследует факторы и условия роста в долговременном периоде, то теория цикла — причины колебаний экономической активности во времени.
Теория экономических циклов наряду с теорией экономического роста относится к теориям экономической динамики, которая объясняет движение народного хозяйства. Если теория роста исследует факторы и условия роста как долговременной тенденции, то теория цикла — причины колебаний экономической активности во времени.
Направление и степень изменения совокупности показателей, характеризующих равновесное развитие экономики, образуют экономическую конъюнктуру.
Природа цикла до сих пор является одной из самых спорных и малоизученных проблем. Исследователей, занимающихся изучением конъюнктурной динамики, условно можно разделить на тех, кто не признает существования периодически повторяющихся циклов в общественной жизни, и на тех, кто стоит на детерминистских позициях и утверждает, что экономические циклы проявляются с регулярностью приливов и отливов.
Представители первого направления, к которым принадлежат наиболее авторитетные ученые современной западной неоклассической школы, считают, что циклы являются следствием случайных воздействий (импульсов или шоков) на экономическую систему, что и вызывает циклическую модель отклика, т. е. цикличность есть результат воздействия на экономику серии независимых импульсов. Основы этого подхода были заложены в 1927 г. советским экономистом Евгением Слуцким. Однако лишь через 30 лет данное направление получило широкое признание на Западе.
Представители второго направления склонны рассматривать цикл как своеобразную первооснову, элементарный неделимый «атом» реального мира. Цикл — это особое, универсальное и абсолютное образование материального мира. Структуру цикла образуют два противоположных материальных объекта, которые находятся в нем в процессе взаимодействия.
На самом деле, не так важно найти единую причину экономических циклов, сколь научиться сглаживать цикличность экономического роста и предотвращать чрезмерно сильные спады производства.
Но не столь важно найти единственную причину образования циклов (если она вообще существует), сколько научиться управлять ими.
Смягчение цикличности экономического развития – самая сложная из проблем, которые приходится решать в любой стране. И все же к концу XX в. многие страны научились хотя бы сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать разрушительные кризисы.
Для решения этой задачи используется много разнообразных экономических инструментов и типов государственной политики. Назовем наиболее действительные из них для стран, в экономике которых существуют развитые рыночные механизмы, а деньги давно стали самым дефицитным ресурсом.
При чрезмерно высоких темпах экономического роста, угрожающих взрывом инфляции, может проводиться политика «денежного сдерживания».
Ее смысл состоит в сокращении предложения денег на рынке капиталов. Следствием такой политики становится удержание денежных средств и соответственно сужение возможностей для их выгодного вложения в расширение производства. Это замедляет экономический рост, и «перегретая экономика» постепенно «остывает».
Такой политикой в последние годы, например, активно пользовался Китай, где темпы роста за год стали измеряться двузначными цифрами, и в воздухе повисла угроза галопирующей инфляции.
Для сокращения предложения денег на рынке капиталов используются многие способы. «Например, государство может:
1. повысить налоги под предлогом расширения социальных программ и тем самым уменьшить размеры чистых прибылей фирм и сбережений граждан – источников инвестиций;
2. повысить резервные требования для банков, чтобы сократить возможности для кредитной эмиссии;
3. начать продавать на рынке капиталов все большее количество своих ценных бумаг. Тогда свободные деньги уйдут с этого рынка и переместятся в государственный бюджет»
Напротив, если экономика вошла в стадию спада и надо добиться быстрейшего возобновления экономического роста, государство может:
1. понизить налоги, чтобы увеличить размеры чистых прибылей фирм и сбережений граждан, а, значит, и создать возможности для Кондратьева к профессорскому званию, но в начале 1917 втянулся в круг экономических проблем аграрной реформы, ставшей главным лозунгов Февральской революции. В октябре его назначают заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. увеличения инвестиций;
2. понизить резервные требования для банков, чтобы увеличить возможности для кредитной эмиссии;
3. сократить продажу ценных бумаг и скупать ранее выпущенные облигации и казначейские векселя. Это приведет к тому, что на денежном рынке предложение денег возрастет. Они станут в результате более «дешевыми», то есть за их использование придется платить кредиторам менее высокие проценты.
Такой дополнительный «денежный адреналин» может взбодрить экономику, и она начнет набирать темпы роста. Подобную политику проводил, например, Рональд Рейган, избранный президентом США в 1980 г. (в его честь эту политику обычно называют «рейганомикой»). В частности, он реформировал систему налогов, существенно уменьшив их.
Надо сказать, что «рейганомика» дала некоторый результат – экономическое развитие США заметно ускорилось. Но платой за это стало возрастание дефицита государственного бюджета и государственного долга, а также усиление инфляционных процессов [7;271].
Это лишь один из примеров того, сколь трудным делом является макроэкономическое регулирование. Выбор безошибочной политики требует учета столь многих факторов, такого точного прогнозирования разнообразных экономических и социальных процессов, что это можно считать самой сложной из задач, которые вообще приходилось решать человечеству.
Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.
Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Все эти меры, вместе взятые, изменяют совокупный спрос и обеспечивают оптимальное регулирование рыночной экономики.