Содержание
Тема 1. Заработная плата – основной источник доходов работников и населения 3
Тема 2. Резервы роста производительности труда 18
Тема 1. Заработная плата – основной источник доходов работников и населения.
Сущность заработной платы
Эволюция сущностных характеристик заработной платы происходила по мере изменения общественных отношений. Как известно, заработная плата - категория историческая, появление и функционирование которой связано с возникновением и развитием капиталистического способа производства, основанного на наёмном труде. Сам наёмный труд есть отношение, возникающее между работником и собственником средств производства. Одна из сторон этого отношения реализуется в заработной плате, являющейся, по определению К.Маркса, превращённой формой стоимости и цены рабочей силы[1].
Переход к социалистическим производственным отношениям в нашей стране сопровождался формированием нового представления о сущности заработной платы, основанного на её якобы коллективно-долевой природе. Основание для такого подхода дал сам К.Маркс, который писал в работе «Критика Готской программы», что при социализме «каждый отдельный производитель получает от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай». По сути дела речь шла об исчезновении заработной платы как экономической категории, подмене этим термином совершенно иного распределительного механизма в системе социально-трудовых отношений.
Представление о заработной плате как категории, непосредственно отражающей распределительные отношения между работником и государством, долгие годы оставалось в нашей стране господствующим. В соответствии с ним заработная плата определялась как «выраженная в деньгах доля рабочих и служащих в фонде индивидуального потребления национального дохода, составляющая основную форму необходимого продукта и распределяемая в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда в общественном производстве»[2]. Такое определение заработной платы не раскрывало её экономической сущности, не определяло её минимальных размеров. Оно лишь указывало на источник формирования заработной платы (часть национального дохода, предназначенная для индивидуального потребления) и зависимость доли каждого работника в этом источнике от количества и качества его труда.
С некоторыми изменениями и дополнениями подобное представление о заработной плате продержалось до конца 80-х годов минувшего века. Так, подготовка и проведение в нашей стране хозяйственной реформы, начатой в 1965г., обусловили необходимость внесения коррективов в понимание сущности заработной платы, разработки новых теоретических положений в этой области. В частности, была разработана концепция, в соответствии с которой заработная плата как форма распределения по труду определяла отношения между работником и обществом не только прямо, непосредственно, но и через его деятельность на конкретном предприятии.
В наиболее завершённом виде эта концепция была сформулирована в работах Б.М. Сухаревского. Поскольку, писал он, рабочие и служащие социалистических государственных предприятий включаются в общественный процесс производства путём найма, представляющего особую форму трудовых отношений между работником и предприятием, постольку они находятся в отношениях с обществом не только непосредственно, но и через отношения с соответствующим предприятием, в связи с трудовым вкладом на данном предприятии. Поскольку в заработной плате выражены отношения между рабочими и служащими данного предприятия и всем обществом в целом как собственника средств производства, постольку заработная плата является долей в общенародном фонде потребления, и её границы должны быть определены относительно величины этого фонда. Так как заработная плата выражает непосредственные отношения рабочих и служащих с предприятием, на котором они работают, она составляет часть стоимости продукта, созданного на данном предприятии, и её границы должны быть определены относительно этой стоимости.
Отсюда следовал вывод о том, что в структуре заработной платы «необходимо выделить две части – одну, главную часть, гарантированную общенародным фондом потребления, другую – гарантированную доходом данного предприятия». По сути дела, выдвинутое положение явилось теоретическим обоснованием осуществлённого на практике разделения фонда оплаты труда на две части – фонд заработной платы и фонд материального поощрения.
Представление о заработной плате или том, что под ней подразумевалось, главным образом как об инструменте распределения предполагало, что в основе социально-трудовых отношений лежит равенство всех трудящихся по отношению к средствам производства и создаваемым в обществе благам. В реальной жизни такого равенства не существовало: действительным собственником всех средств производства являлось государство в лице его полномочных представителей - руководителей предприятий, регионов, министерств и ведомств, а труд основной массы работников являлся по существу наёмным. Поэтому приведённые выше и применявшиеся долгие годы определения заработной платы не были адекватными реально существовавшим отношениям. Кроме того, эти определения, отдавая приоритет распределительной функции заработной платы, оставляли в тени другие её функции.
Возрождение в России рыночных отношений, появление реального рынка труда обусловили необходимость переосмысления ставшего уже привычным представления о сущности заработной платы, поиска нового её определения, адекватного реально складывающимся в социально-трудовой сфере отношениям.
Так первые шаги реформирования заработной платы были связаны с попыткой противопоставить сложившемуся за долгие годы представлению о ней как, главным образом, о механизме распределения материальных и духовных благ представление о заработной плате как средстве воспроизводства рабочей силы. В разработанной коллективом специалистов Госкомтруда СССР «Концепции организации оплаты труда в условиях регулируемых рыночных отношений» подчёркивалось, что «одно из основных положений реформы - взгляд на сущность оплаты труда как на объём поступающих в распоряжение работника жизненных благ, обеспечивающих объективно необходимое воспроизводство рабочей силы». В соответствии с этим положением вскоре появилось и одно из первых в постсоветский период «рыночных» определений заработной платы, данное Р. Яковлевым: «Заработная плата в рыночной экономике представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы (способной обслуживать существующий технический базис производства), удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи».
Достоинством этого определения является то, что оно раскрывает экономическую сущность заработной платы, указывает на её связь со стоимостью и ценой специфического товара – рабочей силы. В то же время нельзя согласиться с отождествлением понятий заработная плата и цена рабочей силы. Заработная плата не совпадает с понятием цены рабочей силы ни количественно, ни по выполняемым ими функциям. Цена рабочей силы – это цена воспроизводства способности к труду, категория, характеризующая личное потребление работника и его семьи. Её величина формируется в сфере обращения рабочей силы под влиянием соотношения спроса и предложения на неё на рынке труда и находит своё воплощение в ставке заработной платы, о которой договариваются покупатель и продавец рабочей силы. Заработная плата формируется в сфере производства. Она связана с производительным потреблением рабочей силы, и её величина ставится в зависимость от количества, качества и результатов труда работника. Поэтому правильнее говорить о заработной плате как о превращённой форме цены товара рабочая сила.
В ряде источников утверждается, что «современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продаётся и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за него»[3]. Такие высказывания действительно имеют место, но с доказательствами подобной точки зрения дело обстоит совсем не просто. Тот факт, что труд как процесс не может быть предметом купли-продажи, в своё время убедительно доказал К. Маркс: «Для того чтобы быть проданным на рынке в качестве товара, труд во всяком случае должен существовать до этой продажи. Но если бы рабочий имел возможность дать своему труду самостоятельное существование, он продавал бы созданный трудом товар, а не труд». И далее: «Фактически на товарном рынке владельцу денег противостоит непосредственно не труд, а рабочий. То, что продаёт последний, есть его рабочая сила. Когда его труд действительно начинается, он перестаёт принадлежать ему и, следовательно, не может быть им продан».
Соглашаясь с аргументом о невозможности купли-продажи ещё не состоявшегося процесса труда, авторы рассматриваемой точки зрения утверждают, что речь идёт о «предстоящем труде» или об «услуге труда»[4]. Но услуги труда – это результаты труда, которые реализуются на рынке товаров и услуг, а не на рынке труда. Что же касается купли и продажи реального или предстоящего труда, если бы таковые были возможны, то следует разобраться, кто в этом процессе выступал бы его продавцом, а кто – покупателем.
Вдумаемся, кто в действительности предъявляет спрос на труд, ощущает потребность в труде, «покупает» право на труд – работодатели или население, ищущее работу? По нашему мнению, именно носители рабочей силы как способности к труду нуждаются в труде, трудовой деятельности для реализации своих способностей. Об этом свидетельствует и такое понятие как «спрос населения на труд». Работодатель покупает не труд, а способность людей к труду. Причём покупка этого специфического товара осуществляется тоже в специфической форме – в форме найма работников. А труд работодатель должен организовать сам, создав необходимые условия для соединения работников со средствами труда и эффективного использования их способностей.