Смекни!
smekni.com

Экономическая эффективность АПК. Горизонтальная и вертикальная интеграция, формы интеграции. Эк (стр. 2 из 3)

Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризует рентабельность, представляющая собой экономическую категорию, отражающую доходность, прибыльность предприятия, отрасли.

Рентабельность сельскохозяйственного производства характеризуют валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат, норма прибыли.

Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):

ВД = ВП - МЗ.

Чистый доход (ЧД) - разница между стоимостью валовой продукции и всеми затратами на ее производство (ПЗ):

ЧД = ВП - ПЗ, или ЧД = ВД - ОТ,

где ОТ - затраты на оплату труда.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции и услуг, чистую прибыль.

Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли предприятия от всех видов деятельности: реализации продукции и услуг; реализации основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, штрафы, пени, неустойки).

Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):

П = В - ПС.

Чистая прибыль предприятия - это валовая прибыль минус налоги, не вошедшие в себестоимость.

Однако абсолютная масса прибыли еще не свидетельствует о достигнутой эффективности. Ее характеризует уровень рентабельности, являющийся одним из основных показателей экономической эффективности производства. Уровень рентабельности (Ур) - это процентное отношение полученной прибыли (П) к полной себестоимости (ПС):

Ур = П/ПС *100.

Этот показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потребленных ресурсов. Например, при уровне рентабельности 30 % на каждый рубль затрат получено прибыли 30 коп., или на 100 руб. затрат получено 30 руб. прибыли.

Если производство продукции убыточно (нерентабельно), вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком (убыточность) может быть использован другой показатель - уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), %:

Оз = В/ПС *100

Этот показатель характеризует денежную выручку в расчете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если уровень окупаемости затрат превышает 100 %.

Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (N), под которой понимают процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов:

N= П/ (Фо + Фоб) * 100

Этот показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных) фондов-

Рассмотренная система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность аграрного производства.

Горизонтальная и вертикальная интеграция, формы интеграции

Горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция (естественная интеграция, интеграция “вперед” со стадией сбыта, комбинирование, интеграция “назад”). Увеличение размеров капитала за счет нерыночных отношений (внутрифирменной иерархии). Определения и характерные черты естественной интеграции, интеграции “вперед” со стадией сбыта, интеграции “назад”, комбинирования, диверсификации. Российская практика. Достоинства и недостатки горизонтальной и вертикальной интеграций.

Различают интеграцию “назад”, когда фирма расширяет свой бизнес за счет, например, стадии производства сырья. Хорошим примером может служить ситуация, возникшая вокруг Лебединского горно-обогатительного комбината. В этой истории самым явным образом просматривается стремление Оскольского электро-металлургического комбината взять под контроль поставщика сырья. Если это произойдет, то налицо реальный пример интеграции “назад”

. Другим примером является металлический российский трейдер МИКОМ, который включил в свой бизнес Кузнецкий металлургический комбинат
.

Следующим видом вертикальной интеграции является интеграция “вперед”. В этом случае фирма стремится расширить свой бизнес за счет последующих стадий производства и сбыта. Российские примеры такого рода интеграции связаны, например, со стремлением нефтяных компаний создать собственные сети бензоколонок, т. е. довести свой бизнес до конечного потребителя. Напомним, что при этом сеть бензоколонок создается не только в России. Самый яркий пример - строительство ЛУКойлом сети бензоколонок в США.

В экономической литературе иногда специально выделяют естественную вертикальную интеграцию, когда речь идет о процессе, охватывающем смежные стадии, объединенные стержневой технологией. Еще выделяют формы смешанные (фактически включающие в себя и горизонтальную, и вертикальную интеграции одновременно), формы укрупнения масштабов фирм - комбинирование и диверсификацию.

Грань между ними, скорее всего, условна. На это, кстати, обращает внимание и О. Уильямсон. Важным же моментом является одновременное использование способов горизонтальной и вертикальной интеграции. При этом фирма может максимально возможно расширить свою деятельность в рамках основной и непосредственно связанной с ней отрасли (комбинирование) или расширить перечень самих основных отраслей своей деятельности (диверсификация).

Условный пример комбинирования - охват нефтяной компанией всех стадий производства и сбыта с одновременным расширением основного бизнеса (вида деятельности).

Условный пример диверсификации - охват нефтяной компанией других видов деятельности, связанных с производством, реализацией иных энергетических ресурсов (газ, уголь, гидроэнергия, уран), или превращение ее в диверсифицированный энергетический концерн за счет, например, производства энергетического оборудования.

Теперь поговорим об эффекте, который может принести фирме использование горизонтальной, вертикальной интеграции (в различных формах), комбинирования и диверсификации.

“Плюсы” кажутся очевидными и лежат на поверхности: либо обретение монополистической силы, дающей возможность регулировать деятельность в той или иной отрасли, либо повышение эффективности бизнеса за счет снижения издержек (экономия на трансакционных издержках, ликвидация “узких мест”, снижение потерь на “стыках” технологической цепи и т. д.).

“Минусы” менее заметны, но они имеются. Прежде всего, фирма может пройти порог оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. Второе - усложнение структуры управления, что может вызвать к жизни “дремлющий вирус” бюрократизации. Третье - потеря динамизма и снижение восприимчивости к НТП. Четвертое - возможность стать объектом антимонополистического преследования со стороны государства.

Эффективность использования форм укрупнения бизнеса связана и с жизненным циклом отрасли. Западная практика показывает, что вертикальная и горизонтальная интеграции дают наибольший эффект на ранней и поздней стадиях развития отрасли, меньший эффект - на промежуточных стадиях развития той или иной сферы человеческой деятельности.

Таким образом, такие устоявшиеся уже отрасли, как автомобилестроение, самолетостроение, нефтяная и др., дают прекрасную возможность использовать все “плюсы” вертикальной и горизонтальной интеграций. Именно на эти отрасли и приходится большая часть слияний и поглощений в последние годы.

Экология и экологическая устойчивость сельского хозяйства

Сочетание мер политики может повысить экологическую устойчивость сельского хозяйства.

Большое влияние сельского хозяйства на природные ресурсы по- прежнему носит повсеместный характер, но имеются многочисленные возможности его сокращения. Для решения различных видов проблем требуется особая реакция в части политики, а также совместные действия на соответствующем уровне в зависимости от того, являются ли источником экологических проблем преимущественно внутренние или внешние факторы.

Устранение перекосов в политике и других препятствий на пути внедрения наилучших с социальной точки зрения сельскохозяйственных практик. Широкому распространению более устойчивых подходов зачастую препятствует ненадлежащая политика ценообразования и субсидий или такие факторы, как ненадежные гарантии прав пользования землей, ограниченность доступа к факторам производства, проблемы со сбытом продукции и отсутствие кредитных ресурсов. Например, субсидирование орошения через систему каналов и электрической энергии в северо-западной Индии в сочетании с государственными закупками продукции по гарантированным ценам привели к перепроизводству риса (культуры, для выращивания которой требует много воды) и чрезмерному потреблению подземных вод.

В результате этого, 60 процентов водоносных слоев подземных вод используются свыше уровня их естественного восстановления в Пенджабе, штате, лидирующем в области «зеленой революции». Но отказаться от субсидий оказалось трудно по политическим соображениям. Повышение качества ирригационных услуг, совершенствование контроля за использованием воды и электричества в сочетании с построением институциональных механизмов с привлечением населения к активному участию в их работе может облегчить процесс сокращения субсидий с политической точки зрения. Участие крестьян в управлении ирригационными системами через ассоциации пользователей воды, разделение затрат с общинами и другие инновационные институциональные механизмы и технологии (такие как дистанционное измерение уровня воды) помогают достичь по крайней мере частичного возмещения затрат и повысить качество ирригационных услуг.