Деление благ по внешним эффектам :
Чистое общественное благо , внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение
Чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия
Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом и в связи с этим выделяются :
Социально значимое благо ( образование , здравоохранение ) . Это благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту . Это благо обязательно для всех , его потребление навязывается членам общества .
Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии , представляют собой исключаемые блага совместного потребления , их принято называть квазиобщественными благами . В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага .
Вопрос №14
Классификация общественных благ по свойствам , характерным для общественного блага :
Чистое общественное благо (благо , в высокой степени обладающее свойствами несоперничества и неисключаемости )
Смешанное общественное благо ( благо , у которого хотя бы одно из этих двух свойств выражено в умеренной степени )
Классификация общественных благ по внешнему эффекту :
Общественное благо , доступное одновременно целой нации , миру
Общественное благо с региональным и локальным эффектом воздействия
Клубное благо .
Классификация общественных благ по внешнему эффекту и исключаемости
Социально значимое благо ( благо , обязательное для потребления всем гражданам )
Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии ( исключаемые блага совместного потребления )
Вопрос №15
У каждого потребителя существует спрос на общественные блага ( он готов заплатить за благо в соответствии с собственной потребностью в данном благе ) . Для получения общественного блага требуются коллективные действия , которые складываются из действий индивидов , будь то вложения труда , его продуктов или денежных сумм . Наличие у потенциального пользователя потребности в результатах таких действий не гарантирует его участия в них . Ведь ожидаемый формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат . Максимизируя собственную функцию полезности , каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму .
Проблема безбилетника - заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях , необходимых для получения таких благ .
При некоторых упрощениях возникает альтернатива - либо , положившись на добровольность , убедиться , что все предпочитают быть безбилетниками , а благо не производится вообще , либо возложить его поставку на располагающее силой принуждения государство . В действительности , все не так просто , потому что издержки на принуждение людей очень велики и неэффективны .Вместо проблемы безбилетника можно попытаться решить проблему неисключаемости . При осуществлении данного блага необходимо учитывать и потребности разных людей в благах и различную готовность платить за это благо , необходимо в идеале соответствие индивидуальных вкладов в дело ценам Линдаля и эффективное вовлечение индивидов в коллективные действия должно проходить в таком соответствии . Необходимо и рассмотрение вопроса о возможностях и границах осуществления коллективных действий добровольно , т.е. при каких условиях рациональное поведение индивидов , преследующих собственные интересы , включает в себя добровольное участие в создании общественных благ . Существуют два подхода к изучению этого вопроса :
Подход с использованием понятия избирательного стимула привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами . Избирательными стимулами являются частные блага , получение которых увязывается с участием в коллективных действиях .
Подход с использованием понятия взаимности акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы безбилетника .Рациональное поведение предполагает , что , принимая решение об участии в коллективном действии или уклонении от него , индивид стремится прежде всего оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров . В результате сотрудничества возникает доверие , обладание которым существенно повышает эффективность функционирования сообщества .
С позиций обоих подходов важно , чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества и они могли , не прибегая к принуждению , согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада .Выполнить эти условия в сравнительно небольшой группе гораздо легче , чем в сообществах национального или регионального масштаба . Есть , следовательно предполагать , что добровольное участие в создании коллективного блага для небольшой группы вероятнее, при прочих равных , чем в создании чистого общественного блага .
Полезность совместно потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от их численности. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые потребители невольно причиняют друг другу, нарастают постепенно. Одно дело ехать в автобусе, в котором заняты лучшие места, другое - если вообще нет свободных сидений, третье - когда в автобусе практически негде встать.
Для смешанных общественных благ характерна изображенная на рис. 2-1 зависимость между численностью потребителей и выгодой (полезностью), которую типичный потребитель получа ет от этого блага. Пользование благом я одиночку (как частным) приносит индивиду полезность, эквивалентную денежной сумме В1, и обходится ему в сумму С1. Некоторый рост численности потребителей до значения N* может иногда увеличивать выгоды для каждого из них. Например, автомобилиста чаще всего устраивает, когда дорогой пользуется не только он один, если, конечно, она не слишком перегружена (есть к кому обратиться за помощью в случае поломки): при потреблении некоторых благ желательно общение. При численности потребителей в диапазоне от N* до N** полезность остается постоянной, так что на этом участке линия В на рисунке горизонтальная. Существует, разумеется, немало смешанных общественных благ, при пользовании которыми положительная зависимость индивидуальной выгоды от численности потребителей вообще не наблюдается, так что линия могла бы быть горизонтальной и от начальной точки.
————————————————————
17. Теория общ. выбора.
В современной трактовке общественного выбора центральное место занимают идея П. Самуэльсона о применении принципа затрат-выгод в общественном секторе и определение
оптимального объема общественных благ путем соотношения предельных затрат и предельных социальных выгод.
Такой нормативный подход к общественному выбору ориентирован на согласование равновесия в обществен-ном секторе с общим рыночным равновесием. Впервые основы этого подхода были изложены в 1919 г. шведским экономистом Э. Лин- далем в работе “Справедливость налогообложения-позитивное решение”. Он предложил распространить принцип экот- валентности на сферу общественной экономики и применить оптимум Парето к производству общественных благ. При этом было предложено рассматривать налоги как специфический вид цен, уплачиваемый каждым индивидуумом за конкретное общественное благо. Предельная общественная выгода (общественная полезность) представляет собой сумму предельных выгод (полезностей) для всех потребителей, ибо каждая дополнительная единица общественного блага приносит выгоды не одному, а всем потребителям. Указанная модель общественного выбора может найти применение при единодушии избирателей и правдивости информации каждого избирателя о своих истинных выгодах (полезностях). Очевидно, такой подход возможен при предложении коллективных (клубных) благ, когда приходится иметь дело с малыми группами, небольшими ассоциациями и организациями местного самоуправления, действующими на принципах добровольной кооперации финансовых средств.
Существуют две концепции по поводу государственности. Первая (традиционная) отражает нормативный подход к государственной службе и к требованиям работников этих служб. В соответствии с традиционной концепцией люди, занятые в государственных структурах, руководствуются в первую очередь общественными интересами, они подчиняют свои личные интересы служению государственному делу, общественному благу. Их деятельность направлена на соблюдение законности, на решение социальных задач современного общества. Все это требует от них высоких нравственных качеств, неподкупности, честности и справедливости, высокой профессиональной этики и культуры административного управления. Госу- .дарственная деятельность, будучи по своей природе общественной, некоммерческой, создает благоприятную атмосферу для реализации социальных качеств людей, таких, как коммуникабельность, коллективизм, солидарность и т. п. Человеческий фактор играет значительную роль в государственном управлении. От уровня культуры, профессионализма и личностных качеств управленческих кадров во многом зависит эффективность (функционирования государственной машины, что в свою очередь определяет морально-политическую обстановку в обществе. Поэтому требование к профессиональному отбору людей к государственной деятельности выше, чем к какому-либо иному виду занятости.
Еще в конце XIX в. представители немецкой и русской школ государствен пасти рассматривали государство и благотворительную деятельность как противовес и амортизатор эгоистической природе рынка. Вместе с тем ими была выявлена внутренняя закономерность развития государственного аппарата, относительная самостоятельность особого социального слоя- бюрократии. Она обладала как положительными, так и отрицательными качествами. Чем больше увеличивалась численность бюрократии, тем сильнее становились отрицательные качества ее работы: формализм, волокита, бездушие, кастовость и корпоративность, казнокрадство и пренебрежение общественными интересами в угоду личным мотивам и т. п.*.