Смекни!
smekni.com

Проблемы вступления России в Совет Европы (стр. 5 из 7)

- когда и какие меры будут приняты для обеспечения того, чтобы статья 27 Конституции, а также закон о праве граждан РФ на свободу передвижения и выборе места пребывания и жительства на территории РФ (от 25 июня 1999 года) выполнялся на всей территории Российской Федерации;

- когда и какие меры будут приняты для совершенствования существующей правоприменительной практики в целях обеспечения гарантий прав человека и принципов верховенства права, а также создания условий для установления рыночных отношений;

- будут ли предприняты меры для более полного обеспечения равенства между мужчинами и женщинами, а также для обеспечения женщинам равных возможностей при трудоустройстве "[12].

Таким образом, "Пояснения к составлению и планам совершенствования правового порядка в России" внесли существенный вклад в дело вступления России в Совет Европы. Этот документ показал, что Россия делает все, "…чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы".

Чеченская проблема

Одной из основных проблем при вступлении России в СЕ была и продолжает существовать на данный момент проблема Чечни.

Еще при рассмотрении заявки на вступление России в СЕ, одной из основных причин отказа в членстве служила именно чеченская ситуация. Таким образом, существовал ряд депутатов, отрицательно высказывавшихся по данной проблеме. Так швейцарский депутат Коломберг заявил: "В России есть прогресс, но Россия не правовое государство, есть жертвы в Чечне…"; Синко из Латвии : " Свободолюбивый народ в Чечне должен жить свободно""; эстонский депутат Келам высказался: " В РФ плохо обстоят дела с правами человека"; депутат Калус из Чехии: "Россия должна прекратить империалистическую политику и покинуть свои оккупированные колонии. Чечня должна быть свободной". Таким образом, еще весь 1995 год проходил "в свете ситуации в Чечне", " замораживания" рассмотрения российской заявки на вступление. Так, например, во время встреч российских депутатов в феврале 1995 года с ведущими делегациями национальных парламентов (всего их было 17), выражалось понимание необходимости борьбы с сепаратизмом и готовность Запада ждать в таких случаях 2-3 недели, закрывая глаза на методы наведения конституционного порядка в Чечне.

"Европейские парламентарии даже выражали "соболезнование" по поводу "недостаточных конституционных возможностей" российских коллег влиять на свое правительство, с интересом знакомились с новой российской Конституцией.

Тем не менее вопросы о непропорциональности и неизбирательности применения военной силы против части своей же территории и своего же населения, о том, исчерпаны ли возможности для мирного урегулирования чеченского конфликта продолжали звучать"[13].

Позже эти тревоги и опасения европейских депутатов, несмотря на полученные во многих случаях разъяснения с российской стороны, нашли отражение в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1055 "По заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне", принятой 2 февраля 1995 года.

Ни доклад Р. Абдулатипова, заместителя председателя Федерации, ни выступления В. Лукина, председателя думского комитета по международным делам, ни речи Г. Зюганова и В. Жириновского, не оказали должного воздействия на европейцев. Во внимание не бралось даже лояльное отношение докладчиков по России М. Мюллемана из Швейцарии и Д. Аткинсона из Великобритании. Итог прений был предрешен заранее.

" Вот некоторые выдержки из принятой тогда резолюции: "Ассамблея безоговорочно осуждает неизбирательное и непропорциональное применение силы российской армией, особенно против гражданского населения… Россия нарушает Женевские конвенции 1949 года и второй протокол к ним 1977 года, а также "Кодекс поведения ОБСЕ" (декабрь, 1994 г).

Действия в Чечне, говориться в документе, "представляют собой серьезное нарушение самых элементарных прав человека, признаваемых Советом Европы, которые Россия обязалась защищать, подав заявку на вступление в Организацию". Ассамблея призывает к "незамедлительному прекращению действий и началу политического диалога с целью мирного разрешения конфликта".

Европейские депутаты в принятой резолюции обратили внимание на отсутствие "парламентского контроля над решениями Совета Безопасности, что противоречит принятым в нашей организации (СЕ) стандартам демократии и правового государства".

В п. 1 резолюции 1055 (1995) по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне говорилось:

"Ассамблея считает, что хотя политический конфликт между Чечней и центральными властями Российской Федерации и является внутренним делом, применяемые этими властями методы представляют собой нарушение международных обязательств России".

В п. 5 Ассамблея призвала Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации использовать все правовые средства для оказания совместного давления на орган исполнительной власти Российской Федерации с тем, чтобы остановить без промедления военные действия в Чечне и разрешить конфликт мирным, переговорным путем."[14]

Вместе с тем, ПАСЕ высказало желание (п. 7 Резолюции) продолжить диалог с Россией, в частности, через "специально приглашенную" делегацию посредством контактов и визитов докладчиков, а также приветствовала продолжение реализации межправительственных программ помощи Совета Европы, которые направлены на укрепление демократии и прав человека и призвала (п. 9) страны-члены Совета Европы положительно откликнуться на просьбы о финансировании со стороны гуманитарных организаций в целях поддержки мер по оказанию помощи перемещенным или другим лицам, пострадавших от боевых действий в Чечне. Она также призывает Российское правительство содействовать этим организациям с тем, чтобы они продуктивно осуществляли свою деятельность в зоне конфликта.

14 марта 1995 года на встрече в Лондоне Бюро Парламентской Ассамблей Совета Европы дало следующее толкование Резолюции № 1055 и Постановления № 506 ПАСЕ от 2 февраля 1995 года по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне: "До возобновления Ассамблеей процедуры рассмотрения заявки России на вступление в Совет Европы этот вопрос не должен фигурировать в повестке дня каких бы то ни было заседаний комиссий Ассамблеи".

В целом Резолюция 1055 почти на год остановила рассмотрение заявки России на вступление в Совет Европы.

Лишь с осени 1995 года началось небольшое потепление в отношении её рассмотрения.

"За этим стояло приостановление наметившихся технических, экономических, научных программ сотрудничества в рамках Евросоюза. А это уже близко к экономическим санкциям, "железному занавесу" со стороны Европы "[15].

Существовало несколько причин принятия Советом Европы такой резолюции. Поскольку Резолюция была принята практически единогласно, то ясно, что это были и правые депутаты, и депутаты в центре. Но в первую же очередь, само российское правительство дало серьезные основания для этого своим оппонентам, а именно - чеченский кризис.

Еще в октябре 1994 года в ходе обсуждения комиссией ПАСЕ по связям с европейскими странами-нечленами Совета Европы доклада независимых экспертов-юристов ПАСЕ о соответствии правового порядка РФ стандартам Совета Европы был прояснен вопрос "что мешает". Ответ на этот вопрос был весьма жесток - Россия ещё не дотягивает до европейских стандартов по ряду принципиальных моментов. Например, неспособность судебной власти обеспечить защиту прав гражданина; правовой нигилизм и авторитарный стиль работы российского чиновника; нетерпимые условия содержания в местах заключения; чрезмерные полномочия силовых ведомств в борьбе с преступностью; "дедовщина" и высокая смертность в армии.