За время существования СНГ главы государств и правительств подписали более 1300 документов по широкому кругу вопросов торгового, финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера. Процесс хозяйственного единения формально обеспечивается Договором о создании экономического союза (1993 г.), распространяющего свое действие на все страны СНГ, а также Соглашением о создании зоны свободной торговли 1994 г. Было образовано более 30 координирующих и исполнительных органов, в числе которых Совет глав государств, Совет глав правительств, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и т.д. Их решения носят консультативный и рекомендательный характер. Ни СНГ в целом, ни его отдельные органы не обладают наднациональными полномочиями.
Россия сделала упор на сотрудничество в рамках союзов с собственным участием («пророссийских группировок») — прежде всего в рамках Союзного государства России иБелоруссии (СГРБ), а также объединяющего Белоруссию, Казахстан, Киргизию, РФ и Таджикистан Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которые, однако, не достигли даже начальной стадии рыночной интеграции — создания полноценных зон свободной торговли. Итоги сравнительного анализа продекларированных целей этих региональных группировок и фактического уровня взаимодействия между странами-участницами к концу 2003 г. демонстрируют колоссальный разрыв между идеями и результатами интеграционной политики России.
Описание параметров этого разрыва могло бы составить содержание особой публикации, а в данном случае следует констатировать: на фоне явных интеграционных неудач в рамках существующих союзов Москва предприняла в 2003 г. попытку инициировать новый интеграционный проект. Он получил название «Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины», или кратко — «ЕЭП четырех». В феврале 2003 г. четыре президента подписали в Москве Декларацию о подготовке к формированию единого экономического пространства. Согласно соглашению стороны, подписавшие его, обязуются содействовать развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности, объединению экономических потенциалов и повышению конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках, укреплению единства и наращиванию потенциала экономик государств-участников. При этом государства-участники должны способствовать решению следующих задач: создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП; формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий и обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; гармонизация макроэкономической политики.
В документе также заявлено, что государства фактически намерены сформировать общий рынок в ареале своей общей территории (а первоначально речь шла также об учреждении не зависимой от правительств Комиссии по тарифам и торговле, призванной способствовать созданию полноценной зоны свободной торговли). Продекларированы также задачи унифицировать экономическое законодательство для расширения возможностей бизнеса на территории всех стран ЕЭП и ввести единую валюту. Конечная цель нового проекта — учреждение Организации региональной интеграции.
Безусловно, как и в случае всех предшествующих соглашений, есть трудностии на пути реализации соглашения о формировании ЕЭП.В соглашении зафиксировано, что в органах ЕЭП принятие решении по всем вопросам осуществляется путем взвешенного голосования. Причем количество голосов каждого государства - участника распределяется исходя из его экономического потенциала. Так как Россия наиболее экономически сильное государство в составе "четверки", то большинство голосов в управляющих органах ЕЭП будет принадлежать России. Дело в том, что Россия слишком велика, чтобы все время согласовывать на равноправной основе экономическуюполитику, а страны СНГ не хотят идти на поводу у России. Это несколькобудет сдерживатьинициативу по направлению к более глубокой интеграции остальныхгосударств-участников.
Российские производители, за исключениемэнергетической сферы, имеют пока незначительную заинтересованность врынках сбыта на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Образование ЕЭП может только усилить конкуренцию на российском рынке.
Есть опасения, что при реализации ЕЭП возникнутмногочисленные исключения, направленные на защиту национальногопроизводителя. Подтверждением тому являются дополнения и исключения, внесенные государствами-участниками (особенно со стороны Украины) при составлении комплекса мер по реализации концепции формирования ЕЭП.
Существует еще одно принципиальное препятствие на пути создания «ЕЭП четырех» — затруднения с синхронизацией национальных законодательств. Продвижение в экономическом сотрудничестве невозможно в отсутствие надежного правообеспечения.
В целом же, несмотря на отмеченные негативныетенденции и сложности на пути реализации концепции формирования ЕЭП, возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничествамежду странами СНГ на основе нового соглашения, безусловно, имеются, тем более что оно открыто для присоединения других стран СНГ.
6.Заключение.
В настоящее время перспектива интеграции государств СНГ вокруг России представляется еще более проблематичной, чем в начале 90-х годов, причем не только применительноко всему постсоветскому пространству, но даже в пределах нынешних «пророссийских» союзов — СГРБ и ЕврАзЭС.- а, также в составе новой «четверки». Соответствующие препятствия таковы.
1. Нет определенности в российской внешнеэкономической стратегии. Провозглашенная в ее рамках приоритетность СНГ на деле не соблюдается: взят курс на сближение со странами Запада, особенно с США, а они целенаправленно и всеми возможными средствами блокируют интеграцию постсоветских государств. Весьма проблематично выглядит российская попытка одновременно создавать единое экономическое пространство с постсоветскими государствами и общеевропейское экономическое пространство: эти задачи уже вступают в противоречие. В контексте грядущего расширения Евросоюза на Восток он превращается в еще более мощный центр притяжения для всей восточноевропейской группы членов СНГ (Украины, Белоруссии и Молдавии).
2.В своем большинстве страны Содружества (как и Россия) проводят многовекторную внешнюю политику, в которой «российскому
вектору» отводится важная, но не во всех случаях приоритетная роль.
3.Постсоветское пространство в результате трансформационных процессов последних лет превратилось из «ближнего зарубежья» (в смысле зоны особых российских национальных интересов, до недавнего времени признаваемой и мировым сообществом) в зону острейшей мировой конкуренции, где наша страна утрачивает свое прежнее влияние на республики экс-СССР по всем направлениям — от военной сферы до экономики. В этих условиях возможность превращения России
в евразийскую региональную державу на основе прогресса интеграции — далеко не безусловная (хотя, безусловно, наиболее желательная с точки зрения национально-государственных интересов) перспектива. Интеграционные проекты станут успешными только в том случае, если Россия докажет свою более высокую конкурентоспособность в постсоветском регионе по сравнению с новыми экономическими «игроками» и новыми формирующимися центрами политического влияния.
4. Материальная основа взаимных связей России со странами СНГ все в меньшей мере отвечает объединительным задачам, ибо интеграционный потенциал сотрудничества за годы реформ не укрепился, а чрезвычайно ослаб и сузился. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышленного производства стран СНГ всюду превышает 50%, а удельный вес машиностроения снижается и в ряде стран не достигает даже 10°%. При такой структуре промышленности внутриотраслевая специализация и кооперация, на основе которых и реализуется взаимо дополняемость народнохозяйственных систем, играет все меньшую роль во взаимных связях, тогда как топливно-сырьевые поставки, сильно зависящие от ценовой конъюнктуры мировых рынков, фактором взаимосвязанности национальных экономик не являются.
Все эти обстоятельства, главные из которых — ослабление России как естественного ядра потенциального евразийского союза и разнонаправленность интересов стран-партнеров — ставят под сомнение перспективу интеграции. Существующие формы нынешнего ее суррогата (пророссийские союзы) пока себя не оправдали именно в качестве интеграционных, а не просто форм сотрудничества, которое будет развиваться и дальше (на двусторонней и многосторонней основах), тем более что страны СНГ суть ближайшие соседи России.
Список литературы.
1.Зиядуллаев Н. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист.2002. №1.
2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2000.
3.Гвозденко Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ. Экономист.2004. №4.
4. Косикова Л. экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства; новые условия, тенденции и задачи.
5..: Содружество Независимых Государств в 1999г. Стат. Ежегодник. Статкомитет СНГ.-М.: 2000. С89.6. Содружество Независимых Государств в 2000 г. Статежегодник. Статомитет СНГ - М : 2001 С. 13, 23, 25, 27, 29, 86.
7. Косикова Л. Приватизация на Украине: тенденции, проблемы, внешний фактор// Вестник Содружества. – 2002.- №№9-10.
8. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. – 2003. - №7
9. Винслав. Ю. Утверждая научные принципы убавления интегрированными корпорациями// Российский экономический журнал. — 2001. — №10.-С16-19.
10.: Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве/ Проблемы постсоветских стран. Вып. 4. — М, ИМЭПИ РАН, 2002.
11..: Косикова Л. Производственное сотрудничество России с Украиной: тенденции и противоречия// Российский экономический журнал//. — 2002. — № 2.
12. : Косикова Л. Приватизация промышленности на Украине и участиев ней российских компаний/ Проблемы постсоветских стран/. Вып. 4
13..,: Кириченко. В.Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ// Российский экономический журнал. — 1995. — № 1;
14.Смитиенко Б. М., Поспелова В. К. Внешнеэкономическая деятельность. - М. 2002. С. 177