Смекни!
smekni.com

Молодежный рынок труда в России опыт и проблемы (стр. 4 из 15)

Учебные заведения для выполнения плана-наряда министерства ('ведомства) организуют по месту учебы молодых специалистов персональное распределение. Для этого органы управления, в распоряжение которых направляются молодые специалисты, обязаны направить органам управления, в ведении которых находятся учебные заведения (и копии— непосредственно учебным заведениям), перечень мест работы для молодых специалистов по каждому учебному заведению, т. е. наименования и адреса предприятий, организаций или городских, (районных) управлений (отделов), должности, размеры окладов, вид предоставляемой жилплощади.

Целесообразно возложить на отраслевые и местные органы управления обязанность представлять перечни мест работы для молодых специалистов непосредственно в учебные заведения, минуя органы управления, в ведении которых они находятся. Установление прямых связей между учебными заведениями и соответствующими органами управления при подготовке таких перечней в определенной мере предотвратит уклонение (молодых специалистов от распределения, расширит права учебных заведений и послужит гарантией успешного выполнения планового задания, а также соблюдения трудовых и жилищных прав молодых специалистов.

Руководители учебных заведений по получении планов-нарядов вышестоящих органов управления и перечней мест работы для выпускников обязаны провести необходимую организационно-подготовительную работу и, в 'частности, разработать совместно с общественными организациями рекомендации о назначении на работу каждого моло­дого специалиста.

Что же касается конкретных молодых специалистов, то их обязанность пройти распределение и работать по назначению порождается не планом-нарядом органа управления, а государственным планом распределения, который, не адресуя свое властное веление конкретным лицам, в то же время предписывает всем молодым специалистам дневной формы обучения, оканчивающим учебные заведения в опре­деленный период, работать в системе конкретных отраслевых и местных органов управления, указанных в плановом акте. В этом также проявляются характерные черты его нормативности.16

Осуществляет персональное распределение молодых специалистов и обеспечивает выполнение плана распределения применительно ik,конкретному учебному заведению комиссия по персональному распределению; Орган управления, в ведении которого находится данное учебное заведение,, утверждая своим приказом состав комиссии, одновременно возлагает на нее юридическую обязанность выполнить установленное учебному заведению конкретное плановое задание (план-наряд). Приказ и план-наряд вышестоящего органа управления выступают в качестве индивидуальных юридических актов (фактов). Однако комиссия не является адресатом плана распределения, она входит в состав органов, обеспечивающих его непосредственное исполнение. Следовательно, и по отношению.<к ней плановый акт приобретает характерные черты нормативности.

Отступление от централизованно установленных планом заданий недопустимо не только в одностороннем порядке любым субъектом правоотношений, но и по соглашению субъектов, что также подтверждает «нормативную природу плана распределения.

Государственный план распределения молодых специалистов выступает одним из важнейших правовых инструментов хозяйственно-организаторской деятельности социалистического государства, обладает большой мобилизующей и организующей силой. План учитывает, в первую очередь, интересы министерств л ведомств, наиболее нуждающихся в кадрах. Если выпуск специалистов по отдельным специальностям превышает потребности одной республики, в ведении которой находятся соответствующие учебные заведения, то молодые специалисты распределяются на работу в другие республики. Например, в 1975г. из 180 молодых специалистов дневного отделения юридического факультета Белорусского государственного университета, 53 посланы в распоряжение Совета Министров БССР, а 127 распределены в другие союзные республики, министерства и ведомства СССР. План распределения молодых специалистов оказывает самое активное и непосредственное влияние на планомерную и пропорциональную расстановку кадров специалистов в народном хозяйстве. Увеличение подготовки специалистов на дневных отделениях преследует цель обеспечить более рациональное размещение кадров в народном хозяйстве, так как вы­пускники вечерней и заочной форм обучения по закону не подлежат плановому распределению.

Специфика нормативной сущности планового акта в том, что он содержит как конкретные плановые задания, так и своеобразные (плановые) нормы. Но наличие в плане распределения молодых специалистов признаков юридических норм не дает все же оснований отнести его к нормативным актам в традиционном понимании. Мобилизующее и организующее значение свойственно многим другим правовым актам, в том числе нормативным. Но их издание не сопровождается установлением плановых заданий. Поэтому следует согласиться с О. С. Иоффе в том, что «беспочвенно противопоставлять “традиционным” нормам права особые специфически социалистические нормы-задания. . . Будучи общим правилам поведения, норма права сама по себе конкретных прав и обязанностей не порождает, а ограничивается лишь определением условий, при наступлении которых они могут возникнуть. Этому требованию не соответствуют все без исключения плановые задания, обращенные к конкретным лицам, а потому ни одно такое задание не является правовой нормой».17 Данную характеристику можно отнести и к плану распределения молодых специалистов, который выступает в качестве планово-нормативного предписания, содержащего специфические нормы-задания.

Специфическое содержание плана распределения (нормы задания) обусловило тот факт, что данный акт не нуждается в особой гипотезе, а следовательно, не может строиться по принципу: «при таких условиях поступать так-то». Отличительная особенность планового акта в том, что применительно к конкретным субъектам (молодым специалистам, учебным заведениям, комиссиям персонального распределения, предприятиям) он не выходит за рамки нормативного правила. А поскольку это правило не сопровождается гипотезой, оно может быть реализовано лишь когда условия его выполнения оп­ределены в индивидуальных заданиях.

Юридическая сущность обязанности предприятия принять на работу конкретных молодых специалистов заключается в следующем. Разработка проекта плана распределения начинается с выяснения воли будущих непосредственных его исполнителей, включая предприятия, нуждающиеся в кадрах. С этой целью они подают соответствующие заявки в вышестоящие органы управления, .которые обобщают их и передают в Госплан СССР. Подача предприятием такой заявки рассматривается в качестве обязательной юридической предпосылки составления проекта плана распределения и придания ему силы конкретной правовой директивы. Плановые заявки приобретают право-образующее значение для отношений между адресатами и состави­телями. Заявка предприятия получает в утвержденном плане правовое опосредование и выступает уже в качестве нормы-задания, обязательного к исполнению.

Предприятие и молодой специалист обязаны вступить между собой в трудовое правоотношение во исполнение плана распределения, И здесь план распределения молодых специалистов выступает в качестве властного планово-нормативного предписания.

Выполнение плана распределения подкрепляется .мерами государственного принуждения. Но в отличие от обычной правовой нормы он охраняется всем механизмом правовых мер, обеспечивающих должное исполнение плановых заданий любым субъектом системы распределения молодых, специалистов.

Анализ содержания и особенностей юридического воздействия данного планового акта на общественные отношения свидетельствует о том, что государственный план распределения молодых специалистов содержит ,не только плановые задания конкретным адресатам, но и специфические юридические нормы, которые обращены ко множеству организаций и лиц. Обладая характерными чертами планово-нормативного предписания, он выступает в целом как норма-задание.

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

Вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наемного работника как экономически более слабой стороны отношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения. В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трех основных элементов: индивидуальных трудовых договоров, коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идет о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.