Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.
2. Факторы хозяйственного подъема в германии в конце XIX начале XX веков
В конце XIX-начале XX вв. движение экономики изменило свой темп. Наиболее высокие темпы экономического развития показывали молодые капиталистические государства – США и Германия.
Экономический подъём в Германии был обусловлен целым рядом факторов.
Факторы хозяйственного подъёма:
- Завершение государственного объединения всей страны и образование единой Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо раздробленной феодальной Германии возникла держава с более чем 40-миллионным населением. Германия получила единое торговое законодательство, единую денежную систему, единую систему мер и весов, по всей стране осуществлялось беспошлинное движение товаров. Всё это содействовало развитию внутреннего рынка.
- Военная победа над Францией в 1871 г., последующая аннексия Эльзаса и Лотарингии (богатого железорудного бассейна) и получение контрибуции в 5 млрд. франков. Комбинируя лотарингскую руду с углём Рурского и Саарского бассейнов, немецкие капиталисты создали собственную мощную топливно-металлургическую базу, а французские миллиарды пошли на финансирование промышленности Германии. За первые два послевоенных года было создано 328 акционерных обществ с общим капиталом более 2,7 млрд. марок.
- Демографический фактор: за последнюю треть XIX в. численность населения Германской империи увеличилась почти на 40%. Быстрый рост населения, особенно городского, способствовал росту ёмкости внутреннего рынка.
- Более позднее начало индустриализации, не связанное наличием морально устаревшего оборудования и использующее достижения научно-технической мысли последней трети XIX в. Германские промышленные предприятия в 70-х годах создавались на новейшей по тому времени технической базе. Немецкая инженерная мысль конца XIX – начала XX вв. по количеству и качеству разработок уступала только американской.
- Ускоренное развитие промышленности, особенно тяжелой, было направлено на удовлетворение потребностей не только внутреннего рынка, но и германского милитаризма, который затеял гонку вооружений для осуществления агрессивных замыслов империалистических кругов в борьбе за передел мира. Большие государственные заказы на вооружение в значительной мере стимулировали рост произ-водства в отраслях тяжелой индустрии.
- Большая стимулирующая роль заказов со стороны интенсивного железнодорожного строительства (протяжённость железнодорожной сети за рассматриваемый период увеличилась более чем в 33 раза) на металл, уголь, подвижной состав и т. д.
- При поддержке реакционного государственного режима немецкие капиталисты устанавливали рабочим, особенно вновь пришедшим из деревни, низкую заработную плату и за этот счёт увеличивали капитализированную долю национального дохода: темпы промышленного роста в Германии были выше, а заработная плата рабочего – ни-же, чем в Англии и Франции.
- Реакционный характер прусской монархии.
В результате промышленного подъёма 70-х годов XIX в. существенно изменилась структура экономики Германии: промышленность стала преобладать в экономической системе страны. К началу XX в. доля населения, занятого в промышленности, составляла 42,5% против 28,5% занятого в сельском хозяйстве. Из аграрно-индустриальной Германия превратилась в индустриально-аграрную страну. В Германии сформировались топливная база, сталелитейное производство, химическое производство (по объёмам производства химической промышленности заняла первое место в мире).
Основные тенденции развития экономики Германии.
Промышленный подъём последней трети XIX – начала XX в. сопровождался резким увеличением концентрации и централизации производства и капитала на основе усиленной монополизации промышленного производства. За последнее двадцатилетие XIX в. в германской промышленности число мелких предприятий, где было занято до 50 рабочих, не изменилось, а число предприятий, где было занято более 1000 рабочих, возросло в 4 раза.
Процесс монополизации в Германии имел свои особенности. Он происходил в основном на базе картелей и синдикатов – соглашений между фирмами и отдельными предприятиями о единых монопольных ценах на продукцию, рынках, распределении сырья и т. д. Крупные картели и синдикаты сложились в угольной (Рейнско-Вестфальский угольный синдикат, контролировавший 50% германской угольной добычи), химической промышленности («И. Г. Фарбениндустри»), производстве вооружения (Крупп), электротехнической промышленности (АЭГ и «Сименс»), судостроении (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компания) и т. д.
Таким образом, феодальные пережитки, ограничивая платежеспособный спрос на промышленные изделия со стороны батраков и мелкого крестьянства, препятствовали расширению внутреннего рынка, задерживали развитие производительных сил в Германии.
Список использованной литературы
1. Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие. – М.:ЮКЭА, 2003. – 352 с.
2. Кудров В.М. Крах советской системы экономики. - М.:МОНФ, 2004. – 223 с.
3. Игрицкий Ю. И. Снова о тоталитаризме. // Отечественная история. 2003. №1.
4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. М.: 1998г.
5. Лойберг М.Я. История экономики. - М.:ИНФРА-М, 2007. – 128 с.
6. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. – М.:ЗАО Юстицинформ, 2008. – 416 с.