Основными органами афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. Народное собрание – экклесия, собиралось сорок раз в год. При особых обстоятельствах могло быть собрано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы ( номоэ ), издавало постановления по частным вопросам ( псефизмы ), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, утверждало бюджет, решало вопросы войны и мира, рассматривало просьбы граждан, решало вопросы об остракизме. В работе афинского народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Для решения самых важных вопросов, например, при остракизме требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 граждан. Решались все вопросы в собрании при помощи открытого голосования – поднятием руки. Тайные голосования были исключением, применялись в особых случаях и при остракизме. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Выступать в народном собрании и вносить законопроекты формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали профессиональные ораторы – демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных.
В Совет пятисот – буле, входило по 50 человек от каждой из территориальных фил. Булевты избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В его компетенцию входили вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, надзор за арсеналом, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией было предварительное рассмотрение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Аристотель подчеркивает обязательность данной функции: « И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета, или если этого не поставили на повестку пританы». Для ведения текущих дел Совет пятисот был разделен на 10 комиссий – пританий, состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно по жребию избирая нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. Позднее, в 4 веке до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Афинский суд присяжных – гелиэя включал 6000 присяжных. Они были разделены на 10 палат – дикастерий, по 500 человек в каждой ( 100 присяжных в каждой дикастерии считались запасными ). Чтобы предотвратить подкуп судей дела между дикастериями распределялись по жребию. В особо важных случаях две или даже три дикастерии собирались вместе для слушания одного дела. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемых другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. В гелиэе законопроект подвергался рассмотрению коллегией номофетов. Народное собрание назначало пять особых официальных защитников старых законов – синдиков. Далее шло в форме судебного процесса: предлагавшие законопроект выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики – в роли их защиты. Окончательное решение принималось голосованием.
Н.А. Крашенинникова выделяет четыре стадии законодательного процесса: «а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которым обладал каждый полноправный афинский гражданин; б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей»
Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: выборность, отчетность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке – докимасии, во время которой выясняли их право на занятие должности, политическай благонадежность и необходимые личные качества. Аристотель сообщает об этом: « Когда производят докимасию, прежде всего, задают вопрос: Кто у тебя отец, и из какого он дема, кто отец отца, кто отец матери и из какого он дема?…исполняет ли он свой долг по отношению к матери, платит ли подати и отбывал ли военные походы».
Нельзя было занимать должности (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось, исключение составляли только стратеги. После истечения срока должностные лица предоставляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами в Афинах этого времени были стратеги. Они распоряжались средствами для содержания армии и флота, могли организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины, принимать капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в делах о воинских преступлениях, а также имели право требовать созыва внеочередного заседания народного собрания или Совета пятисот. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
Древний институт архонтов почти утратил свое значение. Так, за архонтами сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Архонт- базилевс ведал вопросами религиозного культа. Архонт- полемарх занимался, в основном, делами связанными с иностранцами и метеками. Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленных убийствах. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления – коллегией одиннадцати. Эта коллегия наблюдала также, за приведением приговора в исполнение и осущесвляла надзор за тюрьмами. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтэтов и, по мелким делам, комиссии сорока. Были созданы и суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжких преступлениях, в качестве суда выступало народное собрание. Для обеспечения устойчивости государственного строя, основные зоконы которого могли бы слишком часто меняться народным собранием, существовал особый институт «графэ параномон» – жалоба на противозаконие. Этим правом мог воспользоваться каждый гражданин, произносивший в народном собрании жалобу на любое постановление или закон, как противоречащий существующему законодательству. Действие закона или постановления приостанавливалось, а дело направлялось в гелиэю. Если жалоба признавалось в суде правильной, обжалованное постановление или закон, отменялись, а внесший их в свое время гражданин привлекался к судебной ответственности (вплоть до изгнания или смертной казни). Таким образом, наряду со свободой законодательной инициативы на гражданина налагалась и ответственность, причем не только перед государством, но и перед любым другим афинским гражданином. Ответственность нес и жалобщик: в случае, если жалоба отвергалось гелиэей и за жалобщика голосовало менее 1\3 присяжных судей, его привлекали к ответственности за необоснованную жалобу и могли приговорить к суровому наказанию. В целом, афинская демократия являлось такой политической системой, при которой практически каждый гражданин, хотя бы раз в жизни (а обычно – гораздо чаще ) был либо должностным лицом, либо судьей, либо посещал народное собрание. Участие в политической жизни было для него одновременно и правом и обязанностью, уклонение от нее порицалось.
Сильные и слабые стороны афинской демократии
Афинская демократия была одним из самых ярких достижений античности. Однако, при этом ей был присущ ряд неискоренимых недостатков вытекающей из самой ее сущности как формы политической организации общества основанного на рабовладении. Во-первых, это была демократия для меньшинства. Политическими правами не пользовались метеки, не говоря уже о рабах. Женщины же, хоть и считались гражданами, участия в управлении государством не принимали. Из населения Аттики в 250-350 тысяч человек всей полнотой гражданских и политических прав пользовались лишь 35-45 тысяч граждан-мужчин. К тому же процветание Афин в эпоху Перикла зиждилось на беспощадной эксплуатации союзников.