Характерным для Афин этого периода стал закон Перикла 451 года до н.э., согласно которому, только тот отныне получал права гражданина у кого и отец и мать по рождению принадлежали к числу коренных афинян. Увеличение численности афинских граждан грозило уменьшением их привилегий. Как замечает Д.П. Каллистов: «закон Перикла показывает, что афинской демократии был совершенно чужд принцип равенства всех людей перед законом. Он заменялся другим принципом: равенства перед законом одних только граждан. При этом понятие гражданства было неразрывно связано с привилегиями и особым достоинством, выделяющим гражданина из среды других людей – неграждан, существ низшего порядка».
Во-вторых, афинская демократия была прямой, то есть высшую законодательную власть осуществлял не представительный орган типа парламента, а весь коллектив граждан - народное собрание. При этом в государственном праве древних афинян отсутствовало понятие кворума. В глазах граждан непосредственное участие в народном собрании было правом, а не обязанностью. Поэтому, если кто-либо из граждан не являлся на народное собрание, считалось, что он как бы доверяет свои права присутствующим и решения народного собрания имели законную силу вне зависимости от числа присутствующих граждан. Многие граждане просто физически не могли собираться на частые заседания экклесии. В этих условиях непропорционально большую роль в управлении государством начинали играть ни чем не занятые деклассированные элементы. Непрофессиональному управлению во многом способствовало применение жребия при избрании должностных лиц. В судах те же некомпетентность и непрофессионализм приводили к обилию несправедливых приговоров и доносов. Неоплачиваемой оставалась самая влиятельная должность стратега, благодаря чему занимать ее могли лишь богатые люди, не всегда сочувствующие демократии. Можно отметить еще одно важное отличие античной демократии от современной. Современная демократия – это демократия либеральная, ставящая во главу угла права и свободы личности. Античная же демократия была коллективистской: она в первую очередь принимала во внимание интересы государства, а отдельные индивиды должны были быть готовы на жертвы во имя этих интересов. В связи с этим можно вспомнить институт остракизма, неоднократно применявшийся как средство политической борьбы. Ведь для его применения не нужно было формулировать никаких конкретных обвинений, а между тем многие заслуженные политические деятели и военачальники подверглись ему – Фемистокл, Аристид, Кимон и другие. Приведу рассказ Плутарха по этому поводу: «В тот день, когда проводился остракизм, Аристиду обратился незнакомый крестьянин. Он был неграмотным и посил написать на черепке имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли чем-нибудь его Аристид. Нет, - ответил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу Справедливый, да Справедливый. Аристид молча вписал свое имя и вернул черепок крестьянину».
Многими своими победами Афины обязаны демократическому способу правления, однако в Пелопонесской войне 431-404 годов до н.э. сказалось, на мой взгляд, неумение противопоставить чрезвычайным обстоятельствам более эффективные (особенно в военной обстановке) методы управления. Вряд ли в современном государстве можно представить, в условиях войны, принятие решения на референдуме о целесообразности проведения войсковой операции в каком-то районе боевых действий или прения по кандидатурам генералов, которые будут этой операцией руководить. А ведь именно провал Сицилийской экспедиции, решение о которой было принято на народном собрании, людьми, не представлявшими себе ее значения и сил противника, предопределил поражение Афин. Кроме этого, можно вспомнить события 406года до н.э., когда шесть стратегов, одержавших победу (кстати, последнюю в этой войне) над спартанским флотом, были казнены по решению народного собрания, за то, что они из-за начавшейся бури не сумели собрать и предать погребению тела погибших.
Главной причиной поражения Афин в Пелопонесской войне, все-таки была непрочность их морской державы, ведь жестокая эксплуатация порождала сепаратизм союзников. Определенную роль сыграло также выступление на стороне Спарты огромной Персидской державы. Тем не менее, демократический строй сумел пережить поражение в войне и сохранился в Афинах до 4 века до н.э. И все-таки трудно упрекать древних греков за несовершенства созданной ими системы, потому что они создавали ее методом проб и ошибок не имея за плечами веков политического развития. При этом, в определенном отношении античная демократия имела даже преимущества перед современной. Власть народа была более полной и реальной, чем в современных демократических государствах, когда народу позволяется напрямую выражать свое мнение достаточно редко ( при выборах, референдумах ), а в остальное время власть находится в руках политических элит, имеющих тенденцию к олигархизации и увековечению своего положения. Принцип свободы в Афинах неразрывно сочетался с принципом ответственности. В этой связи трудно не согласиться с И. Кудрявцевым утверждающим: «Афиняне, ни за что не допустили бы, чтобы политический деятель, нанесший своей деятельностью государству огромный ущерб, избежал после этого наказания и спокойно доживал свой век на пенсии, огражденный неким юридическим иммунитетом».
В заключение стоит отметить, что демократическое устройство полисов Греции, прежде всего Афин, было первым в мировой истории образцом подобной политической системы. Поэтому ошибки и недостатки были здесь неизбежны. Современные демократические государства избавились от многих из них, но с другой стороны приобрели новые.
Заключение
Развитие афинского полиса в 6 веке до н.э. пошло по пути демократизации, предоставления всем гражданам широких возможностей для участия в государственной жизни. При этом не произошло уравнительного передела, как в Спарте (хотя богатые граждане исполняли значительные обязанности в пользу государства – литургии), активно развивались товарно-денежные отношения.
Высшим органом власти в Афинах стало народное собрание, которое принимало законы и решения по всем вопросам внешней и внутренней политики государства. Именно в Афинах, в наиболее полном виде исполнялись основные принципы замещения должностей: выборность, отчетность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность. Все органы управления и должностные лица были подотчетны народному собранию и могли быть смещены до истечения их полномочий. Роль своеобразного «конституционного суда» играла гелиэя, имевшая право утверждать или аннулировать решения народного собрания.
Однако афинская рабовладельческая демократия была все-таки демократией меньшинства, поскольку граждане составляли лишь 15-20 % населения Афин. Благосостояние Афинского государства основывалось на эксплуатации рабов, метеков и союзных полисов. Тем не менее, афинская демократия была одним из ориентиров при создании современных демократических государств.
Список источников и литературы
1. Практикум по истории древнего мира / Сост. Н.Л. Просина, Н.С. Свенцицкая. М. Просвещение, 1965.
2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост. Н.А. Крашенинникова. М. Норма 2000.
3. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права. М. Былина,2000.
4. История государства и права зарубежных стран./ Под редакцией Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М. Норма.1999.
5. История Древней Греции./ Сост. К.В. Паневин, СПб, Полигон, 1999.
6. Н.А. Разумович Политическая и правовая культура: идеи и институты Древней Греции. М. Наука, 1989.
7. И.Е. Суриков. Древняя Греция: история и культура, Астрель, 2005.