Смекни!
smekni.com

Аффелированные лица хозяйственного общества: понятие и критерии определения (стр. 2 из 4)

Для признания соответствующего физического или юридического лица аффилированным по отношению к хозяйственному обществу необходимо, чтобы указанное лицо отвечало одному из двух признаков:

Кроме того, только применительно к юридическому лицу вводится третий признак возможной аффилированности по отношению к хозяйственному обществу: уже непосредственно само хозяйственное общество должно оказывать влияние на принятие таким юридическим лицом соответствующих решений.

Таким образом, аффилированность конкретного лица определяется наличием контроля со стороны такого лица в отношении хозяйственного общества либо, наоборот, со стороны общества - в отношении соответствующего лица. При этом контроль может быть как прямым, так и косвенным, а также прямым и косвенным одновременно. Под косвенным контролем понимается возможность фактического распоряжения голосами в общем собрании участников через третьих лиц, над высшим органом управления которых участник (группа участников), в свою очередь, осуществляет контроль. Речь идет о контроле над высшим органом управления хозяйственного общества (общим собранием участников) либо соответствующего юридического лица, потому что именно такого рода влияние позволяет контролировать выборные (назначаемые) органы хозяйственного общества и направлять деятельность общества, а также распределять его прибыль и доходы в необходимых участнику (группе участников) направлениях.

В рамках акционерного общества (далее - АО) контроль над высшим органом управления АО основывается на контрольном пакете акций, под которым понимается минимальное количество акций, позволяющее заинтересованному лицу обеспечивать (предопределять) принятие либо отклонение необходимого ему решения высшим органом общества (собранием участников). Контрольные пакеты акций можно условно разделить на две группы: "пассивные" (для зависимых обществ) и "активные" (для дочерних обществ). Пассивный пакет акций позволяет не допускать либо отклонять принятие общим собранием акционеров нежелательного решения, а активный пакет - обеспечивать принятие необходимого для акционера решения.

Математически контрольный пакет акций в конкретном АО в определенный период его существования, точнее - в момент проведения соответствующего общего собрания, может составлять от 15% + 1 голос до 75%, а в определенных случаях - и до 100%.

Таким образом, контрольный пакет акций, достаточный для принятия нужного решения, в каждом случае необходимо определять особо. В то же время для конкретного АО всегда можно вывести соответствующее количество голосов, которого будет достаточно, как минимум, для влияния на принятие того или иного решения.

Так, на основании объективного критерия определения аффилированного лица таковым по отношению к АО при определенных условиях может быть признано физическое или юридическое лицо, обладающее 15% голосов + 1 голос. Дело в том, что наименьшим по количеству акций активным пакетом в АО является так называемый относительный пакет неустойчивого влияния, математически определяемый как 15% + 1 голос. Как указано выше, такого количества голосов будет достаточно для контроля над высшим органом управления общества при определенных условиях. Например, в конкретном АО в силу различных причин (удаленность места проведения общего собрания от места жительства (места нахождения) участника, "распыленность" пакетов акций, "неудачная" процедура уведомления о проведении общего собрания и т.д.) невозможно созвать общее собрание, участниками которого будут лица, обладающие более 50% голосов. В связи с этим все последующие собрания общества будут иметь статус "повторных собраний", при этом их участниками будут лица, обладающие минимально необходимым количеством голосов для действительности общего собрания, а именно 30% + 1 голос. Соответственно, пакета, составляющего 15% + 1 голос, исходя из положений Закона будет достаточно для принятия общим собранием решения почти по всем вопросам, за исключением тех, для принятия которых необходимо большинство в 3/4 голосов лиц, участвующих в собрании.

Формы влияния на принятие хозяйственным обществом решений могут быть весьма разнообразными. Примером подобного влияния мог бы служить такой вид пассивного контрольного пакета акций, как пакет "абсентеизма", то есть пакет, который дает возможность срыва кворума любого общего собрания акционеров (в случае если акционеру заранее известны результаты голосования, не удовлетворяющие его, например, в силу наличия у иных акционеров активного контрольного пакета акций). Однако акционерное законодательство Республики Беларусь фактически не предусматривает пакета "абсентеизма", так как, опираясь на положения Закона, без учета ситуации в конкретном АО, математически он равен 50% акций. Такой вывод вытекает из того, что законодательно установленным кворумом общего собрания акционеров является 50% + 1 голос. Следовательно, если лицо, обладающее 50% голосов, не будет участвовать в общем собрании, остальным акционерам удастся созвать собрание, на котором могут присутствовать лица, обладающие лишь 50% голосов, в результате будет недоставать как минимум одного голоса для кворума.

"Договорные" формы влияния на принятие обществом решений

Возможность влияния на принятие хозяйственным обществом соответствующего решения не только бывает обусловлена владением акциями (долями в уставном фонде), но и может являться следствием определенных договорных форм обязательств между соответствующими лицами. По нашему мнению, как минимум об оказании влияния юридическим или физическим лицом на принятие обществом "нужных" решений либо об оказании влияния хозяйственным обществом на принятие таких решений иным юридическим лицом можно говорить в рамках договора франчайзинга, договора управления (подчинения), договора консорциума, договора кооперации. Кроме того, оказывать такое влияние позволяют договор исключительной продажи (дилерства, дистрибьюторства), договор торгового представительства (комиссии, поручения, консигнации, агентирования), договор "чистого (случайного)" посредничества, если указанными договорами предусмотрено ограничение конкуренции в виде ограничения дилера (дистрибьютора), комиссионера, поверенного, консигнатора, агента в совершении сделок, аналогичных совершаемым с производителем, комитентом, доверителем, консигнатором, принципалом.

При этом необходимо, чтобы для соответствующей стороны договора последний фактически являлся исключительной сделкой, то есть сделкой, охватывающей практически все стороны предпринимательской деятельности такого субъекта.

Например, в рамках договора производственного франчайзинга производство франчайзи (пользователем) продукции из ингредиентов по технологии и под товарным знаком франчайзера (правообладателя) должно быть основой предпринимательской деятельности франчайзи. В этом случае франчайзер обладает правом постоянного контроля над деятельностью франчайзи для того, чтобы добиться полного тождества между продуктом, производимым франчайзи, и продуктом, производимым франчайзером, тем самым оказывая влияние на принятие франчайзи определенных предпринимательских решений (например, касающихся способов реализации продукта на рынке, рыночной стратегии и даже ведения склада). Исходя из этого франчайзера, безусловно, необходимо признавать аффилированным лицом по отношению к франчайзи, тем более в ситуациях, когда франчайзер в качестве вознаграждения за переданный предпринимательский (лицензионный) комплекс получает от франчайзи отчисления от выручки (дохода, прибыли).

Аналогичным образом аффилированным лицом дилера (дистрибьютора) может быть признан производитель определенного товара в ситуации, когда для соответствующего дилера производитель является единственным поставщиком товара, который тот реализует. Фактически вся предпринимательская деятельность дилера (дистрибьютора) в подобном случае зависит от того, останется ли он эксклюзивным (монопольным) дилером (дистрибьютором) или нет. В этой ситуации производитель диктует дилеру (дистрибьютору) предпринимательский стиль, манеру поведения на рынке, вопросы ведения бухгалтерского учета и т.д. и во многом предопределяет большинство решений, принимаемых дилером (дистрибьютором).

Влияние одного субъекта на другого может присутствовать даже в рамках кредитного (заемного) договора, условием которого является целевое предоставление кредита (займа). И если целевой кредит (заем) выступает основой предпринимательской деятельности соответствующего субъекта, например, полученные денежные средства служат единственным источником бизнеса в целом или даже только оборотных средств производства, влияние кредитодателя (заимодавца) на кредитополучателя (заемщика) столь велико, что последний, безусловно, во многом зависит от первого. Следовательно, первый оказывает значительное влияние на принятие последним соответствующих решений.

Отметим, что "договорные" формы влияния, как правило, менее долговечны, чем формы "имущественного" влияния, обусловленного владением акциями (долями участия). Вместе с тем договор может быть заключен и на срок, равный 10 годам, и при этом содержать "невыгодные" условия его расторжения, что практически уравнивает возможности "договорного" и "имущественного" влияния.

Сказанное выше о "договорном" влиянии в полной мере относится к договору управления (подчинения), в силу которого одно (основное) общество приобретает права по управлению деятельностью другого (дочернего) общества путем дачи указаний исполнительному органу последнего, а также обязанность по возмещению дочернему обществу причиненных в результате такого управления убытков, а дочернее общество в качестве встречного удовлетворения за предоставленное право управления получает вознаграждение от основного общества. При этом воля дочернего общества фактически обусловлена волей основного, однако субъекты данных отношений сохраняют свою юридическую самостоятельность, и прежние имущественные отношения, то есть отношения собственности на имущество дочернего общества, обязательственные отношения между его участниками и самим дочерним обществом остаются в неизменном виде.