Смекни!
smekni.com

План 398 (стр. 3 из 4)

Таково откровение двух миров в древнерусской иконописи. Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором великая радость сочетается с глу окой душевной болью. Понять, что мы имели в древней иконописи,- значит почувствовать, что мы в ней утратили.

4. Две эпохи русской иконописи.

Можно задать себе вопрос: “Всегда ли так величественна и самостоятельна была усская икона?”

Взглянув в ее историю, мы понимаем, что до XV века она полностью подчинена г еческой.

Два расцвета русского иконописного искусства зарождаются в век величайших усских святых - Сергия Радонежского, Стефана Пермского и митрополита Алексия. По с овам В.О. Ключевского “эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в ашем XIV веке, делая его зарею политического и нравственного возрождения русской земли” При свете этого созвездия начался с XIV на XV век расцвет русской ико описи. Вся она от начала и до конца носит на себе печать великого духовного по вига Святого Сергия и его современников.

Прежде всего в иконе ясно отражается общий духовный перелом, переживаемый в те дни Россией. Эпоха до Святого Сергия и до Куликовской битвы характеризуется о щим упадком духа и робостью. По словам В.О. Ключевского, в те времена “ Во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса” татарского нашествия. “Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость. Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые астерянно бросались бежать сами не зная куда”. Если посмотреть на икону начала и середины XIV века, то можно ясно почувствовать в ней, рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего тво чества. Глядя на эти иконы, может подчас показаться, что иконописец не смеет быть усским. Лики в них продолговатые, греческие, борода короткая, немного заострен ая, не русская.

Это зрительное впечатление подтверждается объективными данными. Родиной усского религиозного искусства XIV-XV веков,

местом его высших достижений является “русская Флоренция”-Великий Новгород. Но в XIV веке этот великий подъем религиозной живописи представлен не русскими, а иностранными именами - Исаии Гречина и Феофана Грека. Последний был величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века. В 1343 году греческие мастера “подписали” соборную церковь Успения Богородицы в Москве. Феофан Грек асписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405г. - Благовещенский собо со своим учеником Андреем Рублевым. Известия о русских мастерах иконописцах - “выучениках греков” в XIV веке довольно многочисленны.

Мы имеем и другие, еще более прямые указания на зависимость русских ико описцев конца XIV века от греческих влияний. Известный иеромонах Епифаний, жиз еописатель Преподобного Сергия, получивший образование в Греции, просил Феофана Грека изобразить в красках храм Св. Софии в Константинополе. просьба была исполнена и, по словам Епифания, этот рисунок послужил на пользу многим русским ико описцам, которые списывали его друг у друга. Этим вполне объясняется нерусский или е вполне русский архитектурный стиль церквей на иконах XIV века, особенно на иконах Покрова Пресвятой Богородицы, где изображается храм Святой Софии.

Теперь, всмотревшись в иконы XV-XVI веков, можно сразу заметить полный перево от. В этих иконах решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и аже мелкие бытовые подробности. Это и не удивительно. Русский иконописец пе еживал тот великий национальный подъем, который в те дни переживало все русское о щество, его окрыляла та вера в Россию, которая звучит в составленном Похомием жизнеописании Святого Сергия Радонежского. По его словам русская земля, веками жившая без просвещения, какое не было явлено в других странах, раньше принявших х истианскую веру.

В иконе эта перемена настроения сказывается прежде всего в появлении широкого усского лица, нередко с окладистой бородой, которая идет на смену лику г еческому. Не удивительно, что русские черты проявляются в типичных изображениях усских святых. Например, в иконе Св. Кирилла Белозерского, принадлежащей епархиаль ому

музею в Новгороде. Русский облик нередко принимают пророки, апостолы и даже г еческие святители - Василий Великий и Иоанн Златоуст

Народный дух приобретает не свойственную ему доселе упругость, небывалую спосо ность сопротивления иноземным влияниям. Известно что в XV веке Россия входит в более тесное соприкосновение с Западом. Делаются попытки обратить ее в като ичество. По Москве работали итальянские художники. И что же? Поддалась ли Россия тим иноземным влияниям? Утратила ли она самобытность? Как раз наоборот. Именно в XV веке рушится попытка “унии”.

Именно в XV веке наша иконопись, достигая своего высшего расцвета, впервые освобождается от ученической зависимости, становится вполне самобытной и русской.

5. Творчество Андрея Рублева.

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя ыло сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведе ия, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное з ачение.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство иссле ователей считают условно1360 год датой рождения художника. Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о ху ожнике восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года, соо щается, что “тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе... а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор ста ец с Городца, да чернец Андрей Рублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмит иевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофа ом Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитет ого автора.

Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая “начался подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев”. Уминаем й здесь Даниил - “содруг” Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах.

Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же арисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

Самые значимые работы А.Рублева.

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домо гольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Бого юбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разо енный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление

Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. От работ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый а самбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

Следующей важнейшей работой А.Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи.Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального уде ьного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигу ный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса распо агались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была б ть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставрато ом Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия До ского.

Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной о разного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита у ивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигоро ских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, остигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в спенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как ы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длитель ое созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Да иилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось ми овоззрение А.Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за п еодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, спосо ствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению земе ь вокруг Москвы.

Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы; Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.