Очевидно, этот случай пока достаточно характерен именно для России. В нашей стране в силу ее накопившегося технологического отставания в ряде областей действительно имеется уже подкрепленная достаточной платежеспособностью потребность в высокотехнологичных товарах и услугах (как потребительских, так и инвестиционных). Полностью удовлетворять эту потребность за счет импорта невозможно, так как есть многочисленные группы потенциальных потребителей, которые не могут позволить себе платить высокие цены за импортные товары и услуги. Следовательно, если возможно освоить выпуск соответствующих (замещающих импорт) более дешевых, но достаточно качественных продуктов местного производства, то быстрый коммерческий успех подобных инновационных проектов очень вероятен.
Надолго вкладывать капитал в российские компании многие инвесторы (особенно иностранные) опасаются из-за все еще высоких страновых рисков и сохраняющейся неопределенности в развитии социально-экономической ситуации в стране на длительную перспективу.
В то же время в России типичным объектом для венчурных инвестиций становятся сейчас не только вновь учреждаемые частные молодые компании, но и молодые компании, выделяемые из больших зачастую финансово-кризисных предприятий в рамках реструктуризации последних для привлечения внешнего капитала под конкретные перспективные проекты. При этом в указанные молодые компании передается (чаще всего без передачи по разделительному балансу обязательств предприятия-учредителя) наиболее ценное имущество, нужное для конкретного инновационного проекта.
2. Лизинг
Как уже отмечалось, реальные инвестиции представляют собой : вложение средств в объекты материально-технической базы и могут ; финансироваться различными способами. Одной из форм финансирования приобретения объектов имущества, т. е. осуществления реальных инвестиций является лизинг. Это относительно новое понятие появилось в отечественной практике с началом проведения рыночных реформ в постсоветской России. Ранее в хозяйственной жизни достаточно широкое распространение имели арендные операции.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Ключевыми моментами в операциях аренды являются, во-первых, право собственности, т. е. кто является собственником арендуемого имущества и меняется ли этот собственник в связи с арендой, и, во-вторых, риски случайной гибели, т. е. кто несет убытки в случае непредумышленной порчи объекта аренды или его потери.
Напомним, что право собственности в отношении некоторого имущества представляет собой абсолютное господство собственника над этим имуществом и выражается в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения им. Право владения — это возможность фактического обладания имуществом. Право пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации имущества с целью извлечения полезных свойств, поступлений и доходов, которые будут принадлежать лицу, использующему данное имущество. Право распоряжения состоит в праве определить юридическую судьбу имущества и выражается в том, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права других лиц (в частности, отчуждать имущество, уничтожить его и т. п.).
Традиционно аренда понималась и осуществлялась именно как наем имущества, чаще всего не предусматривала перехода права собственности к арендатору, предполагала физическую передачу имущества на период аренды и др. В современных условиях варианты арендных операций существенно расширились. Например, стало возможным предоставлять арендатору только право пользования (например, аренда машинного времени), оговаривать возможность перехода права распоряжения объектом аренды и др. Лизинговые сделки как раз и представляют собой некоторое расширение традиционно понимаемых арендных операций.
Лизингом (от англ. 1еаsе — брать в аренду) признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды.
В структуре арендных операций лизинг занимает особое место, поскольку представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность по сдаче имущества в аренду. В то же время аренда в своем классическом, обыденном понимании нередко рассматривается как в некотором смысле вынужденная мера — имущество сдается в аренду, поскольку оно не находит должного применения у его владельца.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 665—670) лизинг является синонимом термина «финансовая аренда» и представляет собой специфически понимаемую арендную операцию, когда в сделке участвуют три стороны:
• арендодатель, обязующийся приобрести в собственность указанное потенциальным арендатором имущество у определенного им продавца;
• арендатор, обязующийся взять в аренду данное имущество;
• продавец, т. е. фирма-изготовитель, производящая интересующее арендатора имущество.
Существуют и другие законодательные документы, например Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге», в котором термин «лизинг» является уже видовой характеристикой, что, безусловно, более корректно, и применяется в контексте долгосрочных и краткосрочных арендных операций — соответственно финансовый и оперативный лизинги.
Рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.
Классификация с позиции экономической сущности сделки по приобретению и сдаче имущества в аренду
Если исходить из экономической сущности сделки по приобретению и сдаче имущества в аренду, то лизинг можно подразделить на операционный и финансовый (см. рис. 4).
Рисунок 4 - Классификация лизинговых операций
Финансовая аренда (финансовый лизинг) — это аренда, при которой риски и вознаграждения от владения и пользования арендованным имуществом ложатся на арендатора. Любая другая арендная операция, не подпадающая под определение финансовой аренды, может быть поименована как операционная аренда (операционный лизинг). Эти два вида арендных операций различаются целевыми установками субъектов сделки, объемами обязанностей, характером и сроками использования имущества.
Операционный лизинг заключается на срок, меньший, чем амортизационный период арендуемого имущества, и предусматривает возврат объекта лизинга владельцу по окончании срока действия контракта. Как правило, техническое обслуживание, ремонт, страхование и другие обязательства в этом случае принимает на себя лизингодатель. Теоретически в этом случае общая сумма выплат арендатора за арендованное имущество не покрывает расходов арендодателя по его приобретению, поэтому, как правило, такое имущество сдается в операционный лизинг неоднократно. Нередко операционный лизинг предусматривает возможность досрочного возврата арендуемого имущества по желанию арендатора с выплатой определенного штрафа за расторжение лизингового контракта. Различают три основные причины, обусловливающие выбор арендатора в пользу операционного лизинга:
• арендатору необходимо арендуемое имущество лишь на время, например, для реализации какого-то проекта (работы), имеющего разовый характер; после окончания проекта надобность в данном типе имущества полностью отпадает;
• доходы от использования арендуемого оборудования не окупают его первоначальной цены;
• арендуемое имущество подвержено сравнительно быстрому моральному старению, т. е. арендатор полагает, что по истечении определенного времени, в частности срока аренды, на рынке могут появиться новые, более эффективные аналоги данного имущества; в качестве наиболее распространенного примера можно привести вычислительную технику.
Таким образом, операционный лизинг с экономической точки зрения представляет собой временное использование объекта лизинга, соответственно, и лизингополучатель компенсирует лизингодателю расходы, связанные с содержанием объекта лизинга.
Финансовый лизинг заключается на весь амортизационный период арендуемого имущества или на срок, близкий к нему. По окончании договора имущество, как правило, переходит в собственность лизингополучателя или выкупается им по остаточной стоимости (необходимо отметить, что при финансовом лизинге, когда сроки амортизации и лизинга совпадают, остаточная стоимость у лизингодателя по окончании договора лизинга равна нулю. Переход права собственности на объект финансового лизинга по окончании договора является достаточным, но не необходимым признаком финансового лизинга. Дело в том, что поскольку срок договора сопоставим со сроком полезной эксплуатации предмета лизинга, часто по окончании договора имущество не представляет для участников сделки никакого экономического интереса). Платежи лизингополучателя в этом случае превышают расходы лизингодателя по приобретению данного имущества, таким образом, лизингополучатель возмещает лизинговой компании ее инвестиционные затраты (стоимость объекта лизинга) и уплачивает комиссионное вознаграждение.
Во многом проблема идентификации сделки как сделки финансового лизинга напрямую увязывается еще и с характером обязательств, возникающих у арендатора. Совершенно очевидно, что последствия одностороннего расторжения арендатором договора аренды при различных условиях неодинаковы для арендодателя. Например, для компании, занимающейся сдачей имущества в операционный лизинг, досрочный, неоговоренный возврат объекта лизинга арендатором за редким исключением практически никак не скажется на ее финансовом положении. Законодательство многих стран, в том числе и Гражданский кодекс РФ, наделяет арендатора правом при краткосрочной аренде (прокате) в любой момент расторгнуть договор без опасности уплаты каких-либо штрафов; необходимо лишь письменно уведомить арендодателя о расторжении договора, а в некоторых странах подобное заблаговременное уведомление вообще не требуется.