В том случае, если в долгосрочную аренду сдается, например, уникальное, несерийное оборудование, созданное специально на заказ, последствия одностороннего, непредвиденного расторжения договора арендатором могут быть весьма плачевны для лизинговой компании, поскольку вследствие именно уникальности объекта возможность повторной сдачи его в лизинг представляется в некоторых случаях весьма сомнительной. Таким образом, принцип «нерасторжимости» договора лизинга в течение определенного срока является необходимым признаком классического финансового лизинга.
Следует отметить, что по своему экономическому содержанию договор финансового лизинга близок к договору купли-продажи имущества в рассрочку. Имущество передается лизингополучателю в начале договора, а последний осуществляет периодические выплаты по нему в течение определенного срока. Фактическим владельцем имущества является лизингополучатель; лизингодатель со своей стороны выступает только юридическим собственником имущества в течение срока договора (в некоторых случаях лизингодатель может даже и не видеть в прямом смысле объекта лизинга, когда оборудование поставляется сразу лизингополучателю, а по окончании действия договора лизинга объект переходит в собственность последнего).
Особый вид отношений по поводу права собственности при финансовом лизинге повлек изменения в юридическом сопровождении данных операций. Например, в большинстве экономически развитых стран введено исключение в законодательство об аренде в части, касающейся регулирования операций финансового лизинга, в отношении распределения риска случайной гибели объекта финансового лизинга между сторонами сделки. По общему правилу гражданского права риск случайной гибели имущества всегда несет его собственник, и только при финансовом лизинге лизингополучатель принимает его на себя. В зарубежном праве (например в англо-американском) даже введен специальный термин, скорее учетный, нежели юридический,— «экономический собственник», т. е. лицо, не имеющее формального, определенного законом права собственности, но в силу договора осуществляющее фактический контроль над имуществом. Это сделано прежде всего для корректного отражения в учете операций, связанных с указанным имуществом.
Принимая во внимание вышесказанное, можно рассматривать финансовый лизинг как один из вариантов финансирования приобретения имущества. Очевидно, что капитальные вложения могут быть профинансированы за счет двух источников — собственного и заемного капиталов. К основным источникам собственных средств относятся уставный капитал и реинвестированная прибыль. Поскольку эти источники либо ограничены в объеме (прибыль), либо трудно мобилизуемы (например, эмиссия сопровождается относительно высокими затратами, достаточной продолжительностью периода мобилизации, определенными ограничениями правового характера и т. п.), неотъемлемо присущее рыночным отношениям требование динамичности принимаемых решений финансового характера, в том числе и в области стратегии развития предприятия, с необходимостью повышает значимость заемного капитала. В наиболее общем виде заемный капитал как долгосрочный источник финансирования подразделяется на банковские кредиты, облигационные займы, а также финансовый лизинг.
В свою очередь финансовый лизинг можно подразделить на три основных вида: прямой финансовый, лизинг по типу продажи и возвратный лизинг, различия между которыми объясняются разнонаправленностью финансовых потоков.
Прямой финансовый лизинг обычно предполагает участие в сделке трех сторон (см. рис.5). Будущий лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, но не имеет для его приобретения свободных денежных средств или же не желает по каким-либо другим причинам приобретать его за счет собственных средств. Тогда он находит специализированную лизинговую компанию, которая по его заявке приобретает в собственность это имущество (операция 1), а затем передает его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату (операция 2).
Продавец имущества |