Люди руководствуются далеко не только экономическими соображениями: привычная культурная среда, в особенности родной язык, с детства знакомый образ жизни, родственные связи, друзья – эти важнейшие, но не выражающиеся в цифрах факторы сдерживания могут уравновешивать экономические мотивы выталкивания. Поэтому миграционные потоки между странами часто сходят на нет по достижении некоторого абсолютного порога благосостояния и задолго до полного выравнивания экономических уровней стран выезда и въезда. Эмпирические исследования установили, что поток трудовых мигрантов из Южной Европы в Западную иссяк в 2000-е, когда в Италии, Испании, Португалии и Греции валовой внутренний продукт (ВВП) достиг 4 тысяч долларов на душу населения. Нетто-миграция между странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снижается, когда различия в ВВП на душу населения между ними сокращаются до 50 %.Однако сумма миграционных потоков в мировом масштабе отнюдь не убывает. Колоссальные перепады экономических, политических и социальных условий по-прежнему формируют огромный резерв желающих переселиться туда, где лучше. Хотя географическое местонахождение как центров выталкивания, так и центров притяжения мигрантов меняется, трудно представить себе, что в обозримом будущем экономические условия в мире выровняются настолько, чтобы трудовая миграция совсем иссякла. Скорее наоборот, неравномерность экономического развития усилится, а глобальное информационное поле будет все настойчивее и доходчивее формировать миграционные установки.
Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает мнение о том, что миграция рабочей силы – закономерное явление 21 века и связано с объективными причинами:
1. Население стран третьего мира растет значительно быстрее, чем число жителей развитых государств, при этом разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми продолжает увеличиваться. Поэтому и поток мигрантов, ищущих счастливой жизни в более благополучных странах, год от года усиливается. Государства-лидеры пытаются защищаться от нежеланных гас-тарбайтеров, ужесточая свою миграционную политику, но их меры, похоже, оказываются неэффективными.
2. В Европе, Японии и ряде других развитых стран очень низкая рождаемость, а значит, им нужно все больше и больше молодежи из-за рубежа, чтобы сбалансировать свой рынок труда.
3. С развитием глобализации переезжать из страны в страну становится настолько просто, что никакие административные барьеры не смогут запретить, например, жителям бедных африканских государств искать счастливой жизни в Западной Европе.
При этом Г. Беккер с оптимизмом рассматривает проблему «утечки мозгов». Так, по его мнению, развивающиеся страны могут решить ее путем создания более благоприятных условий для интенсивного экономического роста. К примеру, в Южной Корее: как только страна стала активно развиваться, число граждан, желающих уехать на постоянное место жительства в другую страну, резко сократилось. То же самое произошло в Индии и Китае. Конечно, люди продолжают ездить в Европу и США на учебу, но все чаще они возвращаются потом на родину, где могут воспользоваться преимуществами быстрорастущей экономики.
Вывод, который делает профессор Гарри Беккер, состоит в том, что «развитым странам следует быть более гостеприимными».[2]
1.2. Виды и направления трудовой миграции
Чтобы разобраться в структуре международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признанными из них являются следующие:
• по продолжительности – временная, возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на постоянное место жительства в другую страну);
• по социальному составу – неквалифицированные рабочие, средний технический и сервисный персонал, студенты (в период каникул), специалисты, деятели науки, культуры и спорта, предприниматели);
• по характеру – прямая и косвенная (внутрифирменная в рамках ТНК);
• по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);
• по типу статуса в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставлением вида на жительство, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная.
· по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
· по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
· по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы[3].
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).
Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
1. международная переселенческая миграция;
2. международная трудовая миграция.
Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной[4].
На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры)[5].
Невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.
Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
1. из развивающихся стран в развитые;
2. между развитыми странами.
3. между развивающимися странами.
4. из постсоциалистических стран в развитые страны.
5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся[6].
Количество мигрантов, выбирающих направление из развитых стран в развивающиеся или в страны с переходной экономикой, невелико и представлено в основном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних компаниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантюристами.
В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.