Смекни!
smekni.com

Миграция 2 (стр. 3 из 8)

Среди центров притяжения мигрирующей рабо­чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию.

Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За­падной Европе крупными принимающими государствами яв­ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.

Третьим мировым центром трудовой миграции счи­тается Австралия, правительство которой крайне обеспо­коено низкой плотностью населения на подавляющем боль­шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен­ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе­ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо­собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз­вращению на историческую родину всех евреев с целью вы­живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем­лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви­детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио­нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде­ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про­странстве СНГ – Россия. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.Россия выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред­негодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и од­новременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред­негодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

1.3.Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров

Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» - группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов[7]. Появились исследования, авторы которых трактуют это переселение не просто как пространственное перемещение человеческих масс, но и как динамичное «наступление», инфильтрацию этносов и культур, смешение которых с этносами и культурами принимающих стран может иметь не всегда предсказуемые последствия и особенности. Знакомство со взглядами представителей данного направления позволяет поэтому лучше понять природу, характер наблюдаемой в настоящее время вспышки антииммигрантских настроений, культурной ксенофобии и в то же время убедиться в том, что ни Северная Америка, ни Европа, включая Россию, в ближайшем будущем не в состоянии обойтись без постоянного потока населения из стран Азии, Африки и Латинской Америки.[8]

Прямым следствием масштабных миграций стало фактическое формирование многонациональных государств, сопровождавшееся такой характерной особенностью, как попадание иммигрантов преимущественно в нижние слои принимающего общества, что превращало западные страны в общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир оказывается тесно связанным с «национальным вопросом» и с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и пришлым населением, вызывая озабоченность тем, как складываются (или не складываются) процессы интеграции иммигрантов в местный социум. Вопреки ожиданиям и надежде на действенность мультикультурной модели интеграции иммигранты, перенося с собой собственные идеалы, религии и верования, обнаружили определенную склонность к тому, чтобы замыкаться в собственной среде. Другим основанием говорить о современном процессе миграции именно как о переселении народов стали изменения, произошедшие в структуре потоков легальной миграции, выразившиеся в повышении удельного веса перемещений, связанных с воссоединением семей и поиском политического убежища.

Важной особенностью современных миграций стала массовая нелегальная иммиграция. Д. Хелд связывают это явление со спросом на максимально дешевую силу (во всяком случае – менее дорогую, чем локальная) рабочую силу, предъявляемым в первую очередь сконцентрированным в основном в северном полушарии транснациональным капиталом. Похоже, что именно потребность в дешевой рабочей силе и делает нелегальную иммиграцию столь трудноискоренимой. О наличии подобного спроса можно судить по США. «Это единственная в мире высокоразвитая экономика с легко доступным, очень дешевым, нерегулируемым или нелегальным рынком труда»[9]. Принося экономическую выгоду, нелегальная иммиграция одновременно порождает очевидные трудности, когда речь идет об интеграции иммигрантов в принимающее общество. Наконец, нельзя забывать о том, что в мире возникла мощная индустрия вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованная в том, чтобы их было как можно больше, а потому обслуживающая как легальную, так и нелегальную миграцию.

Иммиграция была и остается для Запада больше положительным, чем отрицательным явлением. Очевидно, что если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50-60-е годы испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Необычно долгий период устойчивого экономического роста, полной занятости и сравнительно низкой инфляции стал возможным отчасти потому, что опасность вспышки инфляции, существующая при неполностью занятых рынках труда, смягчалась постоянным притоком низкооплачиваемых мигрантов, попадавших в их нижние слои. И именно неприхотливые переселенцы вынесли основную тяжесть реструктурирования экономик западных стран в 80-е годы.

Одновременно, возмещая потери населения, иммиграция облегчала решение проблем, связанных с его старением. Конечно, картина занятости при этом менялась, в общей численности работников повысился удельный вес иностранцев. Присутствие последних усилило нагрузку на государственный бюджет, но это был выход из создавшегося положения, и за это надо было платить[10].

Иначе трактует рассматриваемую тему автор нашумевшей книги «Смерть Запада» , известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен. Он рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Бьюкенен считает, что движущим мотивом миграции выступает стремление стран Третьего мира, воспользовавшись благоприятно складывающимися обстоятельствами, получить доступ к богатствам Запада. Благодаря протекающим здесь процессам депопуляции выходцы из зоны «отсталости» превратившись за несколько десятилетий в этническое большинство, способны мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации. Правящие элиты, в первую очередь, стран Западной Европы, явно проглядели эту опасность, и теперь им будет крайне сложно что-либо исправить, учитывя очень низкий показатель рождаемости (1,4 в среднем по Европе против необходимого для простого воспроизводства 2,1)[11].

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 2001 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.