Неравенство можно использовать для оценки существования срока окупаемости реальных проектов, если интенсивность поступления доходов аппроксимировать некоторой средней величиной, постоянной в течение всего производственного периода. IRR является предельной нормой дисконтирования, при которой срок окупаемости существует.
Существует мнение, что срок окупаемости должен использоваться не в качестве критерия выбора инвестиционного проекта, а лишь в виде ограничения при принятии решения. Это означает, что если срок окупаемости больше некоторого принятого граничного значения, то инвестиционный проект исключается из состава рассматриваемых.
Показатель рентабельности (Benefit-Cost Ratio), или индекс доходности (Profitability Index) инвестиционного проекта представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на туже дату расходам.
T
å Pt/(1+d)
t=tп
R = ---------------------- (5.6..9)
tc
å KVt/(1+d)
t=0
При норме дисконтирования, меньшей IRR, рентабельность больше 1.
Рассмотрим соответствие между чистым приведенным доходом и рентабельностью:
R = 1 + -----------(5.6.10)
KVd
Где,
tc
KVd = å KVt/(1+d) - дисконтированная сумма инвестиций.
t=0
Чистый поток платежей Pt во временном интервале t равен:
Pt = ЧПt + At - ФИt - KVt - ПОКt, (5.6.11)
Где,
t = 0, 1, 2, ..., T.
ЧПt - чистая прибыль;
Аt - амортизационные отчисления;
ФИt - финансовые издержки (проценты за кредит);
KVt - капитальные вложения;
ПОКt - прирост оборотного капитала.
Потребность в оборотном капитале
Наряду с инвестициями в основной капитал (здания, машины и т.д.) при финансовом анализе большое внимание уделяется определению потребности вновь создаваемого производства в оборотном капитале и ее изменениям с изменением масштабов производства и других факторов. На величину оборотного капитала влияют продолжительность производственного цикла, сложившаяся практика оплаты счетов поставщиков и потребителей, планируемые запасы сырья, материалов, готовой продукции и т.д.
Величина чистого оборотного капитала в году t определяется следующей формулой:
ОКt = АКt - ПОСt (5.6.12.)
Где,
t = 0, 1, 2, ..., T.
ОКt - величина чистого оборотного капитала;
АКt - текущие активы;
ПОСt - подлежащие оплате счета.
По данным ЦБ РФ, доля долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений коммерческих банков по-прежнему мизерна. Однако, количество банков, решившихся на долгосрочные кредиты, выросло. Таким образом, налицо возрастание интереса банков к долгосрочным вложениям.
Хотя по краткосрочным коммерческим операциям ставки выше, возвратность средств ниже - долгосрочные вложения в основные фонды более контролируемы, поэтому фактическая эффективность долгосрочных вложений с учетом невозвратов - не ниже ставок по краткосрочным операциям. Если же брать вложения в акции, то доход на росте их стоимости иногда не ниже, а иногда и превышает доходность по краткосрочным кредитам.
По данным еженедельника «Коммерсант», для некоторой части особо эффективных инвестиционных проектов сложившиеся процентные ставки вполне приемлемы.
Вполне возможно, инвестиционное кредитование растет также и потому, что многие банки в ходе приватизации стали хозяевами заводов и фабрик.
Хотя доходность краткосрочных финансовых инструментов велика, но непостоянна, а ведь так хочется иметь хоть что-то прочное, приносящее стабильный доход. А долгосрочные вложения позволяют надеяться на столь желанную стабильность.
И еще. В реальных инвестициях можно влиять на сущность технологии и, в конечном счете, товара, который обещает принести прибыль.
За последний год практически все банки отмечают рост интересных инвестиционных заявок со стороны реального сектора, и, самое главное, повышение среднего уровня их обоснованности.
Препятствия развитию инвестиционной деятельности в России:
Во-первых, имеет место дефицит профессиональных руководящих кадров. Отсюда пока очень невелико число обоснованных инвестиционных проектов, представляемых в банки. Требуется высокий профессионализм банкиров, чтобы оценить их реальность и гарантии возвратности.
Во-вторых, большинство инвестиционных проектов не окупается при ныне действующих процентных ставках.
Все вышеперечисленное говорит о том, что инвестиционная деятельность банков находится пока в ранней стадии развития.
С целью снижения коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных операций банки применяют различные методы работы. Они зависят от форм инвестиций, от гарантий, от качества подготовки проектов, от сроков возврата, от степени окупаемости проектов и от некоторых других факторов.
Для снижения рисков инвестиций в реальный сектор экономики банки пытаются установить более тесные партнерские отношения с производителем, вступая в формальные, либо в неформальные финансово-промышленные группы. Другой способ заключается в том, что банки пытаются завладеть контрольным пакетом акций крупных предприятий, чтобы иметь возможность контролировать развитие этих предприятия и целенаправленность инвестиций.
Активными сторонниками такого способа являлись крупнейшие банки "Менатеп", «Онексим» банк, «Инкомбанк» – но в период августовского кризиса все они потерпели крах, правда этот крах произошел не из-за работы банков в ФПГ, а из-за неразумного вложения денег в государственные бумаги и политических разногласий с правительством страны. Из крупных действующих банков инвестирование членов ФПГ используют «Альфа-Банк» и «Мост-Банк». Банки создают ФПГ, в которые, кроме самих банков, входят еще несколько (иногда до 25 – 40) промышленных предприятий самых разных отраслей промышленности. Для обеспечения гарантий банки всегда стремится купить контрольный пакет акций предприятий, входящих в ФПГ.
Тот, кто хочет получить инвестиционный кредит у этих банков, должен быть членом создаваемой банком ФПГ. Для банка в этом случае хотя бы частично решается вопрос гарантий.
Еще один способ снизить инвестиционный риск заключается в повышении процентной ставки за пользование инвестиционным кредитом.
Если представленный инвестиционный проект "сомнительный", с относительно высоким риском невозврата, банк может пойти на повышение ссудной процентной ставки.
Банк иногда может кредитовать неподконтрольные ФПГ предприятия, но по более высоким процентным ставкам, чем "свои".
Реальный толчок инвестиционной деятельности некоторых банков дала чековая приватизация. Среди приватизированных предприятий на сегодняшний день наиболее привлекательными для инвесторов считаются предприятия ТЭК, цветной металлургии (главным образом, алюминиевая промышленность), производство минеральных удобрений, пищевую промышленность, химические волокна и пластмассы - несмотря даже на ее плачевное состояние.
Опираясь на инвестиционную практику некоторых крупных российских банков, хорошо зарекомендовала себя следующая стратегия контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта. Банк приобретает солидный пакет акций предприятия (от 25%), включая предприятие в свою ФПГ, и занимается инвестиционным кредитованием. Другие формы гарантий малоубедительны, поскольку основные фонды, да и продукция предприятий, чаще всего неликвидны. Кроме того, у предприятия - претендента на инвестиции может быть много долгов, о которых можно узнать, лишь заглянув "внутрь". Наконец, предприятие - это готовые основные фонды, поэтому, покупая производства, банк может позволить себе вообще не связываться с проектами, начинающимися с "нулевого цикла", сильно экономя и на капитале, и на сроках реализации проектов.
Главная причина того, что многие инвестиционные проекты (даже очень эффективные) не находят поддержки банка - это то, что банки часто не идут на сроки осуществления проекта более года. Однако значительная часть проектов может быть реализована за время 1,5 - 2,5 лет.
Другая важная причина, отсеивающая значительное количество проектов, - это слишком высокая процентная ставка за пользование кредитом. Важной представляется также причина дефицита квалифицированных кадров как в банках, так и на предприятиях. Интересен такой пример. НПО "Циклон", г. Зеленоград, подготовил очень прибыльный проект по созданию производства головок для чернильно-струйных принтеров, которых до сих пор в России не делали. Обращение в бывший крупный госбанк за кредитом в размере 3,4 млн. долларов США в расчете на выход на проектную мощность через 2 года ни к чему не привело, но интересно то, что проект поддержал более мелкий коммерческий банк. Во втором банке - совсем другая команда, больше людей с инженерным образованием. Директор НПО считает, что во многих бывших российских банках просто нет специалистов, которые способны грамотно оценить проект и рынки сбыта, не только внешние, но и внутренние.
Еще к одной из причин можно отнести трудности с предоставлением достаточно крупных сумм на осуществление значимых для народного хозяйства проектов. Например, на цех холодной прокатки ММК надо 700 млн. долларов. Но даже если сложить 70 банков российской сотни, они не смогут предоставить одномоментно по 10 млн. долларов. А ведь это всего один проект. Поэтому в этом случае можно воспользоваться услугами зарубежных финансовых организаций.