Смекни!
smekni.com

Модернизация Японии в конце 18 - начале 19 века (стр. 5 из 7)

Одновременно продолжалась работа и над созданием конституции. В 1884 году было создано Бюро по изучению конституционных систем, которое возглавил Ито Хиробуми. Кроме него, в Бюро вошли ещё три человека: Иноуэ Коваси, Канэко Кэнтаро и Ито Миёдзи. Это Бюро подчинялось непосредственно министерству императорского двора, что практически исключало какое-либо внешнее влияние. Для того чтобы исключить разногласия при принятии конституции, по предложению Ито Хиробуми был создан Тайный советвысший совещательный орган при императоре. Члены совета назначались самим императором из представителей высших должностных лиц. Председателем совета был назначен Ито, который в связи с этим подал в отставку с поста премьер-министра. Функции Тайного совета заключались в том, чтобы разработать критические замечания по конституции. Таким образом, дальнейшая работа над разработкой текста конституции продолжалась в рамках Тайного совета. Работа проходила в обстановке полной секретности (по примеру разработчиков американской конституции), в загородной резиденции Ито Хиобуми в окрестностях Ёкосука. Император принимал участие во всех заседаниях Тайного совета посвященных работе над конституцией.

Следующим шагом Ито Хиробуми стала реформа в декабре 1885 г. государственного аппарата, опять-таки, по германскому образцу. По новому закону, вместо упраздненного Государственного совета (Дадзёкан, или дайдзёкан) был создан кабинет министров (найкаку), в котором устанавливалось четкое распределение обязанностей министров, деятельность которых контролировалась председателем совета министров. Всего устанавливалось 10 министерств: императорского двора, иностранных дел, внутренних дел, финансов, военное, морское, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, путей сообщения. Первым премьер-министром стал Ито Хиробуми, стараниями которого была введена система экзаменов на занятие чиновниками должностей, исключая чиновников самых высших рангов.

Что касается региональной власти, то здесь вводились выборные префектуральные и городские собрания, в которые могли избираться лица, уплачивающие не менее 10 иен государственного налога. Мэры городов избирались из членов городских собраний, но поскольку они не получали вознаграждения за свою работу, понятно, что для занятия этой должности необходимо было иметь немалые доходы.

Как было обещано императором, работа над текстом конституции была завершена к 1889 году. Церемония провозглашения конституции происходила в императорском дворце в День основания империи 11 февраля 1889 года. Император Муцухито (Мэйдзи) передал текст конституции в руки премьер-министра Курода Киётака, что символизировало дарование конституции народу императором. При этом император произнес:

Таким образом, с этого момента императорская Япония начинала жить по конституции, которая вошла в историю под названием "Конституция Мэйдзи".

Формально в конституции была статья, предусматривавшая возможность ее изменения, однако поскольку конституция была "дарована" императором японскому народу, то и всякая инициатива по ее изменению могла принадлежать только императору, а право толкования конституции принадлежало судам, и, как высшей инстанции, Тайному совету. И, следовательно, всякая попытка изменить конституцию путем голосования, решением суда или даже палаты парламента ставила бы инициатора такой попытки вне закона, а потому никто и не задавался такой целью. Кабинет министров, согласно конституции, был ответственен не перед парламентом, а перед императором.

По конституции, в Японии учреждался двухпалатный парламент, состоящий из верхней палаты пэров, и нижней палаты народных представителей. Если в нижнюю палату депутаты избирались, то формирование верхней палаты пэров происходило более сложным путем, на основании специального императорского указа. В нее входили члены императорской семьи, высшие представители титулованной знати и лица, конкретно назначаемые императором. Как правило, это были высшие государственные лица и ведущие представители бизнеса. Палата представителей формировалась на основе специального закона. Надо заметить, что Ито Хиробуми умышленно не включил в конституцию статьи об избирательном праве, рассчитывая, что по этому вопросу будет принят отдельный закон. Такой избирательный закон был принят в 1890 году, и по нему право голоса предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим государству прямой налог (поземельный, подоходный или предпринимательский) в размере не менее 15 иен в течение, по крайней мере, одного года, предшествующего году составления списков. Кандидатом в депутаты мог быть мужчина не моложе 30 лет, способный внести довольно высокий денежный залог.

Таким образом, в результате "реставрации Мэйдзи" Япония пошла по пути конституционной и даже парламентарной монархии, который, нужно сказать, был весьма отличный от "классической" английской модели. Так, поскольку конституция была "дарована" императором, то и ответственность институтов власти существовала не перед народом, основные "чаяния" которого, как предполагается, выражает конституция, а перед императором. Наличие парламента, который мог лишь оказывать влияние на правительство, не меняла существа власти, поскольку кабинет министров был ответственен перед императором, а верхняя палата имела право вето на решения нижней. Кроме того, вскоре после первых политических баталий и правительственного кризиса 1891-1892 годов при императоре был создан еще один, внеконституционный орган – институт пожизненных советников императора (гэнро). Поэтому, несмотря на существование конституции, некоторые авторы характеризуют государственный строй Японии эпохи Мэйдзи как близкий к абсолютизму, - столь сильна была монархическая составляющая в структуре власти этой страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Модернизация Японии, проходившая под лозунгом "Реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи исин), явилась компромиссом между консервативными силами и сторонниками обновления японского общества. Консерваторы согласились с обновлением в определенных областях общественной жизни, а сторонники обновления, в свою очередь, избрали путь обновления социальной системы при сохранении и поддержании традиций. И здесь мы еще раз можем убедиться в приверженности японцев основополагающему принципу японского мировоззрения – гармонии "ва". В отличие от Европы, в Японии выходцы из феодальных княжеств, представители торгово-промышленного капитала легко адаптировались к требованиям новой эпохи, что и предотвратило серьезные социальные конфликты, столь свойственные обществам переходного периода (соседний Китай, например).

Следует обратить внимание и на ту обстановку, в которой происходили перемены. Новые японские лидеры вынуждены были взяться за переустройство страны в условиях угрозы иностранного вторжения, которая постоянно довлела над страной.

Более того, Япония стояла перед лицом опасности крупномасштабного проникновения в страну иностранного капитала, обосновавшегося в японских портовых городах уже с первых годов Мэйдзи. Это ощущение внешней опасности подогревалось наличием в Японии (вплоть до 1899 года) института экстерриториальности для иностранцев, характерного для европейских колоний в Азии, и отсутствием собственной тарифной автономии, которой Япония добилась лишь в 1910 году.

Всю тяжесть расходов по созданию нового общества правительство возложило, прежде всего, на плечи японских крестьян, благодаря труду которых и было достигнуто накопление необходимого для проведения реформ капитала. Приход в правительство представителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, как это происходило в Европе, предопределили специфику капиталистического развития Японии, где в немалой степени сохранялись феодальные пережитки: помещичья собственность на землю, натуральная арендная плата, и полуфеодальные условия труда на предприятиях. Это, в свою очередь, сказалось и на характере и направленности самих реформ, проводимых новым правительством.

Отставание от западных стран в области техники и технологии было особенно ощутимо, поэтому модернизация в этом направлении стала политикой нового правительства. При этом, из иностранного опыта перенималось, прежде всего, то, что отвечало потребностям страны.

В то время единственным путем занять достойное место в мире и стать державой мирового уровня было проведение агрессивной внешней политики и завоевание колоний. Поэтому Япония, естественно, пошла по этому пути, выдвинув лозунг "богатая страна – сильная армия" (фуккоку – кёхэй). Император стал символом возрожденного самосознания, символом национального единства. Агрессивность стала главным направлением во внешней политике японских лидеров.

Тем не менее, изменения японского общества в период "Мэйдзи исин" стали большим прорывом в будущее. Японские реформы периода "Реставрации Мэйдзи" имели столь значительный для страны, и даже революционный характер, что многие российские (советские) историки оценивали эти события как "незавершенную буржуазную революцию".

Однако большинство европейских и японских историков называют эти события "реставрацией Мэйдзи", поскольку основные политические изменения выразились в восстановление монархической власти, создание представительного органа - парламента, сохранение преемственности традиций и утверждение идеи обожествления императора.

ГЛОССАРИЙ

Модернизация– историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, в следствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации.