Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
Б) переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий показывает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия возможно продать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу в управлении персоналом и освобождении от ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
В) многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход. На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся многократным удорожанием сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Онпоразил не толькопотенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Г) рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитие только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы A (производство средств производства), служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка порождает массовую, структурную безработицу.
Д) наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и специфические факторы: разрывы сложившихся хозяйственныхсвязей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для России факторах, нельзя обойти и факт наличия гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
Возникновение российской безработицы не вполне соответствует теории перехода к рыночным отношениям, согласно которой безработица в период реформирования экономики должна расти в результате демонополизации, приватизации, развития конкуренции, повышения эффективности производства, перехода скрытой безработицы в открытую. В России перечисленные процессы проявляются слабо и не оказывают существенного влияния на рынок труда.
Трудности в определении численности и доли безработных связаны с тем, что официальные статистические данные не дают полного представления о подлинных масштабах безработицы. Официальная статистика, на которую ориентируются службы занятости, не учитывает многочисленные группы длительно безработных или нерегулярно занятых, которые не ищут работу или при ее поиске не обращаются к помощи биржи труда. Часть из них при определенных условиях может предъявить спрос на рабочие места и пополнить ряды "официальных" длительно безработных. Это относится, например, к инвалидам III группы, к домохозяйкам.
Многочисленную категорию незарегистрированных длительно безработных образуют беженцы и вынужденные мигранты. Особая группа - не имеющие легальной работы нелегальные мигранты, которые не предъявляют спроса на рабочие места. Вместе с тем эта группа незанятых создает острейшие проблемы для общества, образуя криминогенную среду.
Важной характеристикой длительной безработицы, как официальной, так и неофициальной, является ее концентрация в определенных регионах. К таким регионам, например, еще при всеобщей занятости относился Северный Кавказ. "Группы риска", из которых пополняются длительно безработные, сосредоточены в Москве. Таким образом, масштабы и острота проблемы длительной безработицы в разных регионах России неодинаковы.
Весьма сильное воздействие на "группы риска", прежде всего молодежь и женщин, может нанести и банкротство неконкурентоспособных предприятий в условиях растущей открытости экономики и отсутствия действенных мер защиты национального предпринимательства.
На ситуацию с занятостью в России влияют и факторы, связанные со спецификой особых групп рынка труда. Эту группу составляют демографические факторы (сдвиги в половозрастной структуре рабочей силы, возможное увеличение экономической активности женщин, иммиграция), увеличение продолжительности образования, социально-психологические и политические факторы. Одним из главных источников напряжения является женская сверхзанятость и тенденция к преимущественному высвобождению женщин в ходе сокращений персонала. На занятость в России также значительно влияет поток переселенцев из бывших республик СССР, а также нелегальная миграция из дальнего зарубежья.
Неоднозначное воздействие на масштабы использования труда одной из главных "групп риска" - молодежи, а следовательно, и на размеры ее безработицы оказывает такой специфический, зависящий от конкретно-исторических условий фактор, как способ получения и продолжительность образования. С этим фактором тесно связаны социально-психологические причины роста молодежной безработицы.
Указанный фактор действует по двум направлениям. С одной стороны, спрос на квалифицированные кадры диктует необходимость высокой, приближающейся к полному курсу средней школы общеобразовательной подготовки и профессионального образования и в связи с этим удлинения сроков обучения. Это ведет к повышению возрастной границы молодежи, начинающей трудовую жизнь, к значительно меньшему, чем прежде, использованию в производстве молодежи до 25 лет.
С другой стороны, для вступающих в трудовую жизнь даже при высокой общеобразовательной подготовке существуют объективные ограничения возможностей применения их труда в определенных отраслях и сферах профессиональной деятельности, в большей степени подверженных безработице. Молодежь - наиболее эмоциональная и мобильная группа в составе рабочей силы - с особой остротой воспринимает эти ограничения. Отсутствие возможностей для творчества и инициативы, перспектив профессионального роста молодежи порождает стремление к перемене труда, поиску альтернативных занятий и тем самым приводит к повышению текучести, увеличивающей опасность стать безработным.
Нередкое явление на рынке труда - дискриминация при найме по возрасту, полу и состоянию здоровья. Согласно проведенным в разных странах исследованиям предприниматели отдают предпочтение лицам в возрасте от 30 до 40 лет, а ограничения при найме работников в возрасте от 16 до 24 лет почти так же распространены, как и в возрасте старше 55 лет. Наиболее широко ограничения по возрасту применяются в розничной торговле и к работникам умственного труда.
До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся – относительному и абсолютному. В действительности определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной собственности и централизованного управления экономикой. Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная) безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые.
Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности.
Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.