Смекни!
smekni.com

Борьба с преступностью (стр. 5 из 7)

Л.Н. Галенская справедливо отметила связь принципа гуманности, действующего в сфере борьбы с преступностью, с принципом неотвратимости наказания за совершенное правонарушение: совершитель преступления не должен оставаться безнаказанным. Но само наказание не должно быть только карой за содеянное, а включать в себя и "цели ресоциализации преступника", чтобы "по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование".

Еще в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 415 приняла решение возглавить все усилия мирового сообщества по борьбе с преступностью, приняла на себя ответственность за ее предупреждение, в том числе и ресоциализацию правонарушителей в целях предотвращения рецидива с их стороны. Эта работа стала постоянной в программах ООН и ее Экономического и Социального Совета. В порядке периодического контроля состояния дел в странах, знакомства с динамикой преступности и принимаемыми странами мерами борьбы с нею ООН стала регулярно, один раз в пять лет, проводить Международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В свете принципа гуманности необходимо обратить особое внимание на заключительную часть названия этих конгрессов - "обращение с правонарушителями". Английское словосочетание "treatment of offenders", используемое в первоисточнике, означает режим обращения, обхождение с преступниками, некарательное воздействие на них с целью их исправления. И это лучше всего передает содержание принципа гуманности в проводимой ООН политике ресоциализации правонарушителей, особенно осужденных к лишению свободы, с целью их возвращения к жизни в обществе в качестве законопослушных его членов.

Поэтому принцип гуманности не может быть отброшен государствами в их совместном уголовном преследовании виновных в совершении преступления лиц и реализации принципа неотвратимости ответственности за содеянное ими зло.

Он прямо или косвенно присутствует во многих международно - правовых документах, предписывающих или рекомендующих государствам придерживаться согласованных правил в обращении с лицами, попавшими в сферу уголовного преследования в качестве подозреваемого или обвиняемого, задержанного или арестованного, осужденного или заключенного, или же просто проходящего по делу свидетеля.

Содержащие в себе принцип гуманности документы можно разделить как бы на два блока:

а) Первый блок международных документов с гуманистической направленностью действия касается именно обращения с лицами, арестованными или взятыми под стражу в порядке меры пресечения, а также лицами, осужденными к лишению свободы. Это:

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года и одобренные ЭКОСОС как рекомендация к их применению практическими органами;

Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными, принятые и рекомендованные к исполнению Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году;

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 в 1988 году

Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 в 1990 году.

б) Второй блок - это документы, нацеленные на то, чтобы в практике правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями были навсегда изжиты пытки и факты жестокого, бесчеловечного обращения и наказания лиц, с которыми приходится иметь дело сотрудникам этих органов, особенно лиц, лишенных свободы. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст.10, п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах; принцип 1 Свода принципов защиты всех лиц... 1988 года).

Принятию специальных международных документов по этому вопросу предшествовало требование запрещения пыток и жестоких методов обращения с людьми, сформулированное впервые в ст.5 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Причины появления таких статей в названных документах, а также принятия вслед за ними и двух специальных международных актов говорят сами за себя, а вот скорость их следования одного за другим с небольшими интервалами указывает на то, что каждый предыдущий не возымел действия, на которое был рассчитан. Особое беспокойство было проявлено мировым сообществом, когда такая участь фактически постигла первый специальный документ, которым стала Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году в качестве рекомендации странам. Через девять лет, в 1984 году, ООН приняла посвященный этой проблеме более действенный документ - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. От Декларации она отличалась не только объемом (33 статьи, в Декларации - 12), но и, главным образом, тем, что все ее положения имели обязательный характер для подписавших ее стран. В частности, Конвенция обязала всех ее участников в рамках их национальной юрисдикции принять эффективные меры по недопущению применения пыток и аналогичных видов обращения и наказания. Для этого они должны были провести криминализацию всех названных в ст.1 действий по применению пыток и действий, представляющих собой участие, соучастие, подстрекательство или попытку к совершению пытки.

Правовые основы сотрудничества государств в борьбе с коррупцией

Потребность в единой антикоррупционной политике определяет развитие международно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией. Основная масса международных документов по данной проблематике была принята в последнее десятилетие. Международное антикоррупционное нормотворчество осуществляется на нескольких уровнях.

Глобальный уровень представлен главным образом документами Организации Объединенных Наций, играющей ведущую роль в формировании глобальной антикоррупционной политики.

В поле зрения ООН проблема коррупции находится уже более двух десятилетий. О важности проблемы коррупции и необходимости противостоянии ей упоминается еще в материалах V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975). В дальнейшем на форумах ООН данная проблема обсуждалась неоднократно[8]. В то же время коррупция рассматривалась в документах тех лет как проблема национальная, во многом зависящая от культурных особенностей и традиций той или иной страны. Понимание международного, глобального характера феномена коррупции пришло несколько позже, с интенсификацией интеграционных процессов в мировой экономике.

В резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г)"Коррупция в сфере государственного управления" отмечалось, что "проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и что, хотя они оказывают особенно пагубное влияние на страны с уязвимой экономикой, это влияние ощущается во всем мире"[9]. Помимо вышеупомянутой резолюции, в 90-е годы на уровне ООН были приняты: Резолюция Генеральной Ассамблеи "Борьба с коррупцией", Международный кодекс поведения должностных лиц (1996) и Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996). Важной вехой стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), содержавшей ст.18 о криминализации коррупции. В 1999 г. Центр по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности ООН совместно с Исследовательским Институтом ООН по преступности и правосудию (ЮНИКРИ) разработал Глобальную программу против коррупции, предусматривающую план действий на национальном и международном уровнях по противостоянию коррупции. Программа дополняется регулярно обновляемым вышеназванными институтами объемным руководством-инструментарием (anti-corruption toolkit).

Несмотря на многочисленные антикоррупционные инициативы ООН, подкрепленные документами региональных международных организаций (Совета Европы, ОАГ и др.), сохранялась потребность в разработке единого специального акта, который бы заложил основы глобальной антикоррупционной политики в новом столетии. В Венской декларации о преступности и правосудии "Ответы на вызовы XXI века", принятой X конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (апрель 2000 г), подчеркивалась "настоятельная необходимость разработать эффективный международный документ против коррупции"[10]. В связи с этим в своей резолюции 55/61 от 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея признала целесообразность разработки эффективного международно-правового документа против коррупции, независимого от Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и постановила учредить специальный комитет по разработке такого документа в Вене в штаб-квартире Центра по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности.

Специальный комитет по разработке Конвенции завершил работу в обозначенные сроки и представил проект на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Конвенция ООН против коррупции была принята 31 октября 2003 года, а в декабре того же года подписана представителями государств на конференции в г. Мериде (Мексика).