Смекни!
smekni.com

Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства (стр. 7 из 8)

К наследованию по закону призывались дети, супруг и родственники по боковой линии. Сыновья при наследовании по-прежнему исключали дочерей, однако приданое, которое причиталось дочерям, постепенно приближалось по своей правовой природе к наследованию, так как не связывалось более с обязательным замужеством. При отсутствии сыновей дочери призывались к наследованию, однако это не могло касаться недвижимого имущества, которое предоставлялось под условием государственной службы владельца (поместья и жалованные вотчины). Вдова имела право на пожизненное пользование выслуженной вотчиной и право собственности на благоприобретенные вотчины. Из поместья вдове причиталась определенная часть, которая в ХVI в. подлежала определению в каждом конкретном случае и составляла от 1/3 до 1/7 части, а с 1644 г. устанавливалась в зависимости от того, погиб ли ее муж на войне, умер ли в походе или просто на службе. Из движимого имущества умершего вдове причиталась 1/4 часть. Наследование родственниками по боковой линии первоначально допускалось только в отношении родных братьев и их потомков до четвертой степени родства, а в 1676 г. было расширено за счет двоюродных дядьев и братьев до пятой степени включительно.[57]

И так, в период Древней Руси, в эпоху перехода от большой семьи к экономически и юридически самостоятельным малым семьям, брачно-семейные отношения определялись языческим сознанием и мифологической традицией. Наиболее распространенными формами заключения брака оказывались похищения (с последующим выкупом) или покупка невесты. Во всех случаях сделка совершалась между главами родов или родственниками супругов. Словесная и символическая формы совершения брака сопровождались реальной и ритуальной платой за невесту. Заключение брака приводом невесты в дом жениха указывало на эволюцию брачно-семейных отношений. Приданое, даваемое за невестой и остающееся ее собственностью, делало ее более самостоятельной и свободной, переводило взаимоотношения супругов из вещного плана в личностный. Муж не получал права распоряжаться жизнью и смертью жены, но мог распоряжаться ее свободой.

Заключение

Каждый из этапов развития российского семейного законодательства представляет интерес. Любой из них, во-первых, отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, во-вторых, служит наглядным примером того, как, в каком направлении менялось правовое воздействие на семью и на ее членов.

С появлением моногамной семьи брак представлял собой основную форму взаимоотношения полов, объединяя различные виды отношений, вытекающих из брачного союза. Представления о браке развивались таким образом, что исторически первым было понимание брака как договора.

В период Древней Руси, в эпоху перехода от большой семьи к экономически и юридически самостоятельным малым семьям, брачно-семейные отношения определялись языческим сознанием и мифологической традицией. Наиболее распространенными формами заключения брака оказывались похищения (с последующим выкупом) или покупка невесты. Во всех случаях сделка совершалась между главами родов или родственниками супругов. Словесная и символическая формы совершения брака сопровождались реальной и ритуальной платой за невесту. Заключение брака приводом невесты в дом жениха указывало на эволюцию брачно-семейных отношений. Приданое, даваемое за невестой и остающееся ее собственностью, делало ее более самостоятельной и свободной, переводило взаимоотношения супругов из вещного плана в личностный. Муж не получал права распоряжаться жизнью и смертью жены, но мог распоряжаться ее свободой.

Законодательство о семье в России с течением времени претерпело значительные изменения. Как верно отметил Е.М. Ворожейкин[58], – нельзя представить семейные правовые отношения с каким-то единым, раз навсегда данным составом. Он будет обогащаться, видоизменяясь в зависимости от окружающей обстановки, условий жизни, психологических и иных факторов, влияющих на отношения людей.

Список использованных источников и литературы

1. Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1958–1961 гг. М., 1963.

2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

3. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юридическая литература. – 1972.

4. Жекулина В.И. Исторические изменения в свадебном обряде и в поэзии // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Под ред. И.М. Кузнецовой. М., 2000.

6. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

7. Момотов В.В. О правовой регламентации брачно-семейных отношений в Древней Руси (на основе анализа берестяных грамот). Краснодар, 1998.

8. Нечаева А.М. Семейное право. М.: ЮРИСТ, 2006. – 430 с.

9. Нечаева A.M. Новый Семейный кодекс // Государство и право. – 1996. – №6.

10. Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. – 272 с.

11. Правда Русская // Памятники русского права. Под ред. С.В. Юшкова. Вып. I. Памятники права Киевского государства. X–XII вв. М., 1952.

12. Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1996. – 285 с.

13. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. – 381 с.

14. Пушкарева Н.Л. Женщина в русской семье X– начала XIX в.: динамика социокультурных изменений. М., 1997.

15. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. Издательство: «Мысль». М., 1989. – 286 с.

16. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Т. XIV.

18. Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1991.

19. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI–XVIII вв. М., 1991.

20. Чернявская Т.А. Русская Правда. Законодательные памятники России до 1917 года. Нижний Новгород: Издательство НЮИ МВД РФ, 1998.

21. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI–XIV вв. М., 1972.

22. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М., 1984.

23. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.


[1] Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1991. С. 56-57.

[2] Чернявская Т.А. Русская Правда. Законодательные памятники России до 1917 года. Нижний Новгород: Издательство НЮИ МВД РФ, 1998. С. 21, ст. 101.

[3]Там же С. 24.

[4] Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. - С. 405.

[5] Повесть временных лет. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Ч. I. - M., 1950. - С. 14.

[6] Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. - С. 228-252.

[7] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - С. 406.

[8] Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 11.

[9] Там же.. С. 11

[10] Там же. С. 12.

[11] Там же. С. 12

[12] Правда Русская // Памятники русского права. Под ред. С.В. Юшкова. Вып. I. Памятники права Киевского государства. X-XII вв. М., 1952. Ст. 1.

[13] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - С. 437.

[14] Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949; Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI-XIV вв. М., 1972.

[15] Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. - С. 442-447.

[16] Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 16.

[17] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор ис­тории русского права. - С. 410.

[18] Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск, 1992. - С. 49.

[19] Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. - С. 75.

[20] Стоглав // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. Гл. 18.

[21] Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991. – С.11.

[22] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - С. 417.

[23] Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси, М., 1970. - С. 69.

[24] ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в. М.; Л.., 1949. - С. 237.

[25] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - С. 417.

[26] Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 22.

[27] Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. М., 1984. - Т. 1. - С. 190.

[28] Памятники права периода царствования Русского централизованного государства XIV-XV вв. М., 1955. - С. 173.

[29] Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 1995. - С. 303.

[30] Момотов В.В. О правовой регламентации брачно-семейных отношений в Древней Руси (на основе анализа берестяных грамот). Краснодар, 1998.

[31] Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1958-1961 гг. М., 1963. - С. 76-77.

[32] Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1958-1961 гг. - С. 77.

[33] Момотов В.В. О правовой регламентации брачно-семейных отношений в Древней Руси... - С. 7.

[34] Российское зако­нодательство Х-ХХ веков. Т.1. - С. 169.

[35] Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 27.