В случае, когда заключение брачного договора предшествует регистрации брака, договор вступает в силу только с момента регистрации брака. До тех пор, пока брак не будет зарегистрирован, брачный договор не вступит в силу (п.1 ст.41 СК РФ).
Вместе с тем сам факт заключения брачного договора до свадьбы не может и не должен рассматриваться в качестве психологического стимулятора скорейшей регистрации брака. Более того, закон не обусловливает возможность заключения брачного договора до регистрации брака обязанностью сторон зарегистрировать брак в определенный срок также, как и зарегистрировать его вообще. Момент регистрации брака является лишь пусковым механизмом, запускающим в действие заключенный ранее договор.
В случае, когда брачный договор заключен после регистрации брака — в любое время в период брака — он вступает в силу с момента его заключения (п.1 ст.425 ГК РФ).
Следует отметить, что заключение брачного договора не является условием, необходимым для регистрации брака, и вопрос о заключении договора или отказа от его заключения супруги и лица, вступающие в брак, решают свободно и самостоятельно, поскольку это является их правом, а не обязанностью. В то же время обязательно соблюдение требования о том, что в брачном договоре должна быть выражена общая воля супругов, то есть их единое волеизъявление.
Заключение брачного договора должно быть свободно от какого бы то ни было внешнего воздействия. Понуждение одного из супругов (или одного из лиц, собирающихся вступить в брак) вторым из обоих супругов третьими лицами (например, родителями) к заключению брачного договора является грубым нарушением закона. В соответствии с гражданским законодательством к брачному договору, с вершенному под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также вынужденно совершенному вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), применяется правило о недействительности сделки, в соответствии с которым такой договор признается судом недействительным по иску потерпевшей стороны (п.1 ст. 179 ГК РФ). При наличии предусмотренных в законе обстоятельств принуждение к заключению брачного договора может быть квалифицировано как уголовное преступление. В соответствии со ст. 179 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), введенного в действие с 1 января 1997 г., принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. То же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) с применением насилия; в) организованной группой, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Что касается содержательной стороны то брачный договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом. Так, договором не могут быть ограничены правоспособность или дееспособность супругов (лиц, вступающих в брак). Например, предусмотренное в договоре получение женой содержания от мужа не может быть обусловлено ее обязательством оставить работу и заниматься исключительно ведением домашнего хозяйства, поскольку это противоречит действующему законодательству, в частности, п.1 ст.31 СК.
Также не может быть ограничено брачным договором право супругов на обращение в суд за защитой своих прав (п.3 ст.42 СК РФ). Например, условие брачного договора, по которому один из супругов отказывается от обращения в суд за защитой имущественных прав, незаконно, и поэтому данное обязательство не препятствует его обращению в суд.
Помимо этого брачным договором не могут быть урегулированы права и обязанности супругов в отношении детей. По новому Семейному кодексу для решения вопросов, связанных с содержанием несовершеннолетних детей, родители имеют право заключить алиментное соглашение (ст.ст.99-105 СК РФ), а место жительства детей при раздельном проживании родителей, равно как и порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, могут быть определены специальным соглашением родителей (п.3 ст.65 СК РФ, п.2 ст.66 СК РФ).
Кроме того в брачном договоре не могут быть предусмотрены положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, а также другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства (п.3 ст.42 СК РФ). К основным началам семейного законодательства относятся: осуществление регулирования семейных отношений в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.3 ст.1 СК РФ).
Условия брачного договора, нарушающие хотя бы одно из перечисленных требований, недействительны (ничтожны) (п.2 ст.44 СК РФ).
Помимо этого законом установлены иные требования, соблюдение которых также обязательно при заключении брачного договора.
Так, вклады, внесенные супругами за счет имущества, нажитого ими во время брака на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям, не учитываются при разделе общего имущества супругов и, следовательно, не могут быть предметом брачного договора (п.5 ст.38 СК РФ).
Поскольку при жизни родителей ребенок не имеет права собственности на их имущество, а родители — на имущество ребенка (п.4 ст.60 СК РФ), при составлении брачного договора следует отграничивать супружеское имущество от имущества детей. В частности, ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства (ст.60 п.3 СК РФ).
Обязанностью каждого из супругов является уведомление своего кредитора (кредиторов) о заключении, изменении или о расторжении брачного договора. При невыполнении этой обязанности супруг отвечает по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора (п.1 ст.46 СК РФ). Данная норма полностью направлена на охрану имущественных прав и интересов кредитора, которые не должны страдать от заключения, изменения или расторжения брачного договора должником. Ведь возможна, например, ситуация, когда один из супругов, взяв в долг крупную денежную сумму, вовремя не рассчитывается с кредитором и, в спешном порядке оформив брачный договор, переводит все свое имущество на супруга, в связи с чем кредитор лишается возможности вернуть долг, обратив взыскание на имущество должника.
Однако возможна и другая ситуация: один из супругов, которому по каким-либо причинам стали невыгодны условия брачного договора и который почему-либо не хочет обращаться в суд с требованием о его расторжении, вступает в сговор со своим кредитором или с тем, кто возьмет на себя эту роль, не являясь таковым на самом деле. За этим последует требование лжекредитора к супругу-лжедолжнику исполнить обязательство независимо от содержания брачного договора, что в конечном счете приведет к незаконному обогащению одного супруга и к нарушению прав другого.
Думается, что кредитор не должен обладать приоритетным по сравнению со вторым супругом правом на охрану своих имущественных прав, в связи с чем позиция законодателя, просматривающаяся в п.1 ст.46 СК РФ, вряд ли справедлива. Вероятно, в законе следовало бы в качестве противовеса возможной недобросовестности одного из супругов предусмотреть меры защиты прав и интересов второго супруга. Вероятно следовало бы оговорить, что вопрос о возможности наступления ответственности супруга независимо от содержания брачного договора должен решаться судом.
Следует подчеркнуть, что брачным договором регулируются не все, а исключительно имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст.40 СК РФ). Личные права и обязанности предметом брачного договора быть не могут (п.3 ст.42 СК РФ). Нельзя, например, установить в договоре обязанность супругов любить друг друга, хранить супружескую верность, определять круг домашних обязанностей каждого из них и т.п.
В то же время права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ставиться в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий. Следовательно возникновение имущественных прав и обязанностей, предусмотренных в брачном договоре, может ставиться в зависимость от наступления или ненаступления определенных обстоятельств (условий) различного, в том числе неимущественного, характера.
Брачный договор может быть заключен под отлагательным или под отменительным условием.
Договор считается совершенным под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п.1 ст. 157 ГК РФ). Например, в брачном договоре супруги указали, что в случае рождения у них первенца-сына в течение первых двух лет брака право собственности на автомашину, приобретенную во время брака, перейдет к жене.
Договор считается совершенным под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п.2 ст. 157 ГК РФ). Например, в брачном договоре супруги определили, что если мотивом расторжения брака будет являться недостойное поведение одного из них (супружеская измена, пьянство и т.п.), то раздел имущества, нажитого во время брака, будет осуществляться исходя из режима долевой, а не совместной собственности, причем доля виновного супруга будет меньшей, чем у другого.