Смекни!
smekni.com

Брачный договор: понятие, форма, содержание (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра гражданского права

Курсовая работа

Тема: «Брачный договор: понятие, форма, содержание»

Выполнил студент

Очной формы обучения,

группа 12-32

Шикалов Д.А.

Научный руководитель:

Мартынкевич М.И.

г. Ижевск

2008 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения о брачном договоре

§ 1.1 Понятие брачного договора

§ 1.2 Форма брачного договора

§ 1.3 Гражданско-правовая природа брачного договора

Глава 2. Содержание и условия брачного договора

§ 2.1 Содержание брачного договора

§ 2.2 Общие условия брачного договора

§ 2.3 Условия договора, определяющие судьбу движимого имущества

§ 2.4 Условия договора, определяющие судьбу недвижимого имущества

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Понятие брачный договор появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации (СК), принятый 29 декабря 2005 г. Входящая в его состав глава 8 "Договорный режим имущества супругов" дает понятие брачного договора и определяет условия его заключения и расторжения, а также дает перечень правоотношений, регулируемых этим договором (ст. 42 СК "Содержание брачного договора").

Действовавший до этого Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. предполагал только один режим собственности супругов - режим совместной собственности (ст. 20 КоБС РСФСР). Господствовавшая в советские времена идеология предполагала своей целью построение коммунистического общества, где право собственности не существовало бы в принципе. Семья в советской идеологии - "ячейка общества", соответственно построение семьи мыслилось исключительно с позиций полного равенства супругов во всем, в том числе и в правах на нажитое в браке имущество.

Логика здесь была такова: если оба супруга работали, то и нажить они должны примерно одинаково (разница в доходах различных категорий работников была не так велика, как сейчас), а если кто-то из них (как правило, супруга) не работал, то предполагалось, что вкладом в общий котел было ведение им (ею) домашнего хозяйства. Приобретение в собственность недвижимого имущества было исключением из правил, вынужденным отступлением от идеологии, поэтому проблемами тех лиц, кто вынужден был в случае развода делить дачные домики и кооперативные квартиры, сознательно пренебрегали. Такие проблемы, как раздел долей в коммерческих предприятиях не существовали в принципе ввиду отсутствия таких предприятий, т.к. коммерческая деятельность находилась вне закона. Крупных капиталов в стране было немного, и все они находились в "тени".

В целом семейное законодательство советского периода в части регулирования имущественных отношений супругов справлялось и более или менее соответствовало требованиям граждан.

С наступлением перестройки, началом осуществления легальной предпринимательской деятельности и, как следствие, появлением первых крупных и при этом легальных состояний выявилось резкое несоответствие старого, советского, семейного законодательства изменившимся реалиям. Новоявленным бизнесменам потребовались гарантии того, что их бизнес и вновь приобретенное имущество не подвергнутся в любой момент разделу.

Конечно, далеко не все состоятельные россияне стремились к решению этих проблем путем заключения какого-либо соглашения с супругой или супругом. Более того, как известно, первые годы становления рыночных отношений в России были отмечены правовым нигилизмом и решением большинства экономических споров, мягко говоря, во внесудебном порядке.

Но жизнь шла вперед, упростился порядок выезда российских граждан за рубеж, въезда иностранцев в Россию, как следствие, увеличилось количество браков между россиянами и гражданами стран, где заключение брачного контракта является нормой, да и российские бизнесмены стали постепенно приходить к мнению, что улаживать имущественные споры с супругами удобнее и дешевле законным путем. Чаяния всех этих групп населения потребовали скорейшего внесения изменений в действующее российское законодательство, которое и без того в начале 90-х годов подвергалось кардинальному, если не сказать революционному, реформированию.

Законодатель, однако, не торопился менять нормативную базу в части, регулирующей семейные отношения в целом. Только 30 ноября 1994 г., когда в силу вступила часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) обществу было заявлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (ст. 256 ГК). При этом Гражданский кодекс никак не описывал ни сам этот договор, ни условия его заключения и расторжения, ни те отношения, которые могли бы таким договором регулироваться. То есть сама по себе возможность заключения брачного договора была продекларирована, а до реализации этой возможности у законодателя сразу руки не дошли.

Только 1 марта 1996 года, со вступлением в силу Семейного кодекса, брачный договор приобрел необходимый юридический статус, и начала действовать прописанная в этом Кодексе правовая база.

Надо сказать, что, несмотря на то, что с тех пор, как россияне получили право заключать брачные договоры, прошло десять лет, для большинства семей такое регулирование имущественных вопросов до последнего времени оставалось экзотикой. В основном брачные договоры заключали либо очень обеспеченные граждане, либо те россияне, кто заключал брак с иностранцами.

Причин этому несколько.

Во-первых, довольно-таки большая часть населения страны, к сожалению, относится к малообеспеченным слоям общества, и не обладает сколько-нибудь существенным имуществом, раздел которого при разводе мог бы создать проблемы, разрешить которые можно только в судебном порядке.

Во-вторых, и это самое главное, в России нет традиции заключения брачных контрактов. Заключение брака - очень своеобразный период в жизни людей, в это время они в первую очередь оценивают чувства своих партнеров, способность поступиться личными интересами ради семьи. Сами попытки рассмотрения вопросов, связанных с возможным разделом имущества при возможном разводе, расцениваются, как стремление получить от брака какую-то выгоду, либо как отсутствие чувств и несерьезность намерений.

В-третьих, многих отпугивает сама процедура заключения договора, т.к. брачный договор в обязательном порядке подлежит нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 42 СК). Дело в том, что от лиц его заключающих нотариус может потребовать предоставления различных документов, подтверждающих те или иные права в отношении имущества, являющегося предметом договора. Вкупе с описанными выше сомнениями в отношении целесообразности самого заключения договора данное обстоятельство иногда приводит к тому, что некоторые пары, решившись было заключить брачный договор, отказываются от этого, либо откладывают на неопределенный срок.

В-четвертых, далеко не все те, для кого брачный договор был бы выходом из непростой ситуации, имеют хотя бы минимальный объем познаний в данной области. Многие люди просто не относятся к идее заключения брачного контракта всерьез, они думают (надо сказать, ошибочно), что обычные имущественные вопросы можно и нужно решать исходя из принципов справедливости путем достижения соглашения уже тогда, когда эти вопросы стали насущными. При этом мало кто из них думает о том, что понятия о справедливости у каждого человека свои и что момент развода не то время, когда супруги готовы поступиться ради этих понятий личными интересами.

Надо сказать, что далеко не всегда отказ от заключения брачного договора является ошибкой. Многие семьи прекрасно живут, не думая о распределении имущества между супругами, нередко и разводы происходят без серьезных осложнений. Но с течением времени меняется не только отношение к брачному контракту, но и законодательство, регулирующее те отношения, которые данный договор затрагивает напрямую.

Многие слышали о вступлении в силу 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса (ЖК). Данный документ кардинально изменил правоотношения в области владения и пользования жилыми помещениями. Даже если учесть тот накал дискуссий, который сопровождал принятие этого закона, нужно сказать, что общество пока не осознало всю полноту изменений.

Дело в том, что согласно действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР за основу для тех или иных изменений в статусе жильца бралось право гражданина на жилище. А в новом Кодексе во главу угла ставится право частной собственности на жилое помещение. Раньше любой человек знал, что если он имеет только одно жилище, то ни при каких обстоятельствах он не может быть лишен права проживать в нем.

Теперь же в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (п. 4 ст. 31 ЖК). Оставить бывшего супруга пожить в течение определенного срока в прежнем жилище, или нет, решать теперь должен суд. Это означает, что бывший супруг, даже не имеющий никакого иного жилья, через определенный судом срок будет просто выселен на улицу.

Как видно, эта жуткая по своей сути картина смягчена только одним обстоятельством - супруги могут заключить соглашение, согласно которому права необеспеченного супруга будут защищены. Важность брачного договора для предупреждения серьезных проблем в области обеспечения права на жилище трудно переоценить.