Смекни!
smekni.com

Монополизация российской экономики проблемы и пути решения (стр. 4 из 7)

2.2Проблемы и пути решения

Главная особенность монополизации рос­сийского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государст­венного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый на­роднохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было не­сколько. Большое значение имело стремление использовать поло­жительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая про­дукция развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие ре­шения по развитию экономики страны принимаются общенацио­нальными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда на­званное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напо­минало единый организм. Подобно тому, как в человеческом орга­низме существуют специализированные органы обеспечения жиз­недеятельности всего организма (одни функции возложены на сердце, вторые — на печень, третьи — на желудок), так и в социа­листическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом со­ветские монополисты были узко специализированы: один завод вы­пускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последстви­ям для хозяйства прекращение поставок любым из них было по­добно отказу определенного органа в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутство­вало. Так, в конце 1980-х годов более 1100предприятий были пол­ными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигант­ской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!) было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, если в странах рыночной экономики монопо­лизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический мо­нополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распростра­нен значительно шире, чем в рыночной.

Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятия­ми-монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (и то и дру­гое определялось планом), они не имели возможности осуществ­лять монополистические злоупотребления. Другими словами, их деятельность не вызывала последствия монополизации:

1)не было недопроизводства товаров;

2)отсутствовало завышение цен;

3)предприятия не получали монопольных прибылей.
Однако, еще одно негативное последствие монополизации — х - неэффективность — давало о себе знать с исключительной си­лой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления. Особенно большому размаху социалистической х - неэффективности, кроме обычных для всех монополистов при­чин, способствовали следующие обстоятельства.

1. Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже
прибыль, никогда не были главными для советских предприя­тий. Если завод выполнял план, его руководство могло быть
спокойным за свою судьбу, каковы бы ни были издержки. Это,
разумеется, не способствовало росту экономичности производ­ства, а наоборот, стимулировало расточительность. План лю­бой ценой!— обычный лозунг того времени.

2. Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность эко­номики. В условиях, когда, покупая даже откровенно брако­ванный товар, потребитель в ответ на свое возмущение мог ус­лышать вполне обоснованную угрозу: «Берите такой, а то и
этого не будет», — ответственность монополиста падала до
предела.

3. Советская экономика была значительно более изолированной
от внешнего мира, чем большинство рыночных, т.е. монополь­ные позиции производителей были защищены и от иностран­ной конкуренции. От этого особенно страдали качество продук­ции и ее новизна (пропаганда тех лет, например, не стеснялась
вбивать в голову граждан СССР, что «советские автомобили —
лучшие в мире». И этому многие верили. Сравнивать-то было
нес чем!).

Начало рыночных реформ в нашей стра­не привело к резкому усилению монопо­листических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными респуб­ликами. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся тер­ритории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хо­зяйствования. Благодаря им резко усилились последствия моно­полизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превраще­ние российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установ­ления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм сред­ства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получе­ние монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом ста­рый порок советских монопольных производителей — х - неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма в свою очередь негативно повлияло на общий ход реформ в стране. [2, стр.400-403]

2.2.1 Монополии в России: история создания и перспективы развития

2.2.1.1Электроэнергетика

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Большая часть проблем этой естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. Дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО «ЕЭС России» и независимых электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях «конкуренции» собственник сетей - РАО «ЕЭС России» - заинтересован не только в сбыте в первую очередь «своей», часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от перепродажи «чужой» электроэнергии, приобретенной по низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.

Главная проблема российской электроэнергетики – неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций(200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.